Надежды потребителей на конец глобального экономического кризиса окрепли во II квартале 2009 года. Об этом свидетельствуют результаты глобального онлайн-исследования Индекса потребительского доверия компании Nielsen, проведенного в 28 странах мира.

Потребители поверили в восстановление экономики

Так, глобальный индекс потребительского доверия вырос с 77 пунктов в марте до 82 в июне, подстегнутый возродившимся оптимизмом и ростом национальных фондовых бирж стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) и Азии.

«В предыдущую волну исследования в марте, мы наблюдали первые признаки того, как по мере роста беспокойства среди мировых потребителей, рецессия достигла дна. 3 месяца спустя в сознании потребителя произошел переворот: респонденты восприняли идею восстановления экономики», — комментирует Джонатан Бэнкс, директор по стратегическому планированию и анализу The Nielsen Company.

Самый большой подъем уровня потребительского доверия за последние 3 месяца был зафиксирован в странах БРИК и на Азиатских рынках. Уровень потребительского доверия в Индии подскочил на 13 пунктов, на 9 пунктов в Японии, Южной Корее, Гонконге и Индонезии. На 8 пунктов индекс вырос на Тайване и в Бразилии, и на 7 пунктов в России, Сингапуре, Турции, Филиппинах и Великобритании. Единственным исключением стали США и Новая Зеландия, уровень потребительского доверия в этих странах остался неизменным, по сравнению с последней волной исследования в марте – апреле 2009 года, а также Германия – единственная страна из 28 участвовавших в опросе, где был зафиксирован спад в 1 пункт.

Германия

Однако даже в Германии, единственной стране с небольшим падением индекса, видны первые признаки неизбежного восстановления экономики.

Согласно данным исследования, каждый третий немец (29%) ответил, что рецессия закончится в ближайшие 12 месяцев, тогда как 3 месяца назад таких было 22%. У каждого третьего жителя Германии возродилась готовность тратить, так 31% немцев полагают, что «сейчас хорошее время для покупки желаемых товаров».

Великобритания

Последние данные Nielsen показывают, что индекс потребительского доверия в Великобритании вырос по сравнению с предыдущей волной на 7 пунктов. «Респонденты Великобритании менее всего зависят от потребности тратить. Потребители, у которых есть работа, а это подавляющее большинство, сейчас имеют больше доступных средств, так как они уже сократили траты на машины и отпуск», — говорит Д.Бэнкс.

Россия

Индекс потребительского доверия в России остается стабильным в мае и в июне на уровне 82 пунктов. «Одним из главных признаков улучшения потребительского климата можно назвать готовность россиян тратить», — отмечают аналитики Nielsen.

Если в мае каждый пятый россиянин соглашался, что сейчас хорошее или отличное время для покупок, то через месяц так утверждать стали уже 29% респондентов. В то же время чувство неопределенности все еще витает в воздухе: каждый четвертый россиянин затруднился ответить на вопрос, стоит ли ждать выхода страны из кризиса в ближайшие 12 месяцев, а экономика по-прежнему является главным источником для беспокойства.

«Сегодняшние настроения россиян могут стать затишьем перед бурей в случае второго витка рецессии осенью, который прогнозируют ряд финансовых аналитиков», — полагают эксперты.

Страны Азии

Рост Индекса потребительского доверия в Азии во многом обусловлен быстрой и эффективной поддержкой экономики на государственном уровне в ответ на вызов мирового кризиса. Во второй по величине экономике мира, Японии, правительство снизило налоговые обязательства, ввело субсидии на покупку новых машин, а для стимулирования трат, государство ввело схемы поощрения (в том числе наличными деньгами, а также, например, с помощью купонов на подарки).

«Наравне с увеличением кредитов для малого и среднего бизнеса, в рамках программы защиты окружающей среды, в Японии приняты меры поощрения приобретения экологичной бытовой техники. Также для поддержания туризма внутри страны, правительство снизило национальные пошлины на автомагистрали», — говорит Д.Бэнкс.

Страх безработицы

Вместе с тем, согласно исследованию, главными источниками беспокойства в мире, потеряв 2 пункта по сравнению с предыдущей волной исследования, является возможная потеря работы – 20% мировых респондентов сообщили об этом, а также состояние национальной экономики – 19% (падение 4 пункта). Россияне же продемонстрировали обратное соотношение: 24% обеспокоены текущей экономической ситуацией в стране и 17% возможной потерей работы.

Nielsen опросила (конец июня 2009 года) свыше 14 тыс. регулярных Интернет-пользователей в 28 странах мира: Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Гонконг, Индия, Индонезия, Испания, Италия, Канада, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, ОАЭ, Польша, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Турция, Украина, Филиппины, Франция, Южная Африка, Южная Корея, Япония.

Кризису конец? Потребители вновь готовы тратить