ФРГ и Россия пострадали от кризиса больше, чем США и Великобритания | HR Center

Немецкий DekaBank проанализировал падение ВВП в крупнейших экономиках планеты и пришел к выводу, что ключевую роль сыграла степень их зависимости от экспорта. Теперь у ФРГ есть шанс стать локомотивом развития Европы.

Среди крупнейших экономик планеты от нынешнего глобального кризиса больше других пострадали Турция, Россия, Сингапур, Мексика, Япония, Гонконг, Венгрия и Германия. К такому выводу пришли аналитики немецкого DekaBank, сопоставившие данные о развитии валового внутреннего продукта (ВВП) в 30 государствах мира и в специальном административном районе КНР.

Для расчетов были взяты показатели самого успешного докризисного квартала в данной стране, которые были сопоставлены с результатами самого обвального трехмесячного периода. Так, ВВП Германии снизился в первом квартале 2009 года по сравнению с ударной первой четвертью 2008 года на 6,9 процента. В Японии сокращение ВВП составило за тот же период 8,3 процента, в Турции — 14,2 процента.

Лидеры падения — Турция и Россия

Именно Турция и стала среди выбранных для исследования стран лидером падения. На втором месте оказалась Россия. Ее валовой внутренний продукт, достигнув пика в третьем квартале 2008 года, уменьшился во второй четверти 2009 года на 11 процентов.

Тот факт, что среди стран с наиболее существенным отрицательным ростом оказались такие мощные индустриальные державы, как Япония и Германия, главного экономиста DekaBank Ульриха Катера (Ulrich Kater) особенно не удивляет. В интервью газете Die Welt он отметил, что обе страны чрезвычайно зависимы от экспорта, а потому и чрезвычайно пострадали от падения спроса на мировом рынке.

Куда удивительней, по словам эксперта, то, что в тех двух странах, по которым особенно больно ударили как обвал на рынке недвижимости, так и банковский кризис, падение ВВП оказалось далеко не столь значительным: в США оно составило 3,9 процента, а в Великобритании — 5,6 процента. «Это можно объяснить тем, что оба государства меньше экспортируют и в Англии, например, доля сферы услуг в валовом внутреннем продукте весьма велика», — подчеркнул Ульрих Катер.

Экспортная ориентация имеет свои «плюсы» и «минусы»

Ульрих Катер считает, что составленная им и его коллегами по DekaBank таблица является весьма точным отражением «бизнес-модели» каждой отдельной страны: «Чем выше степень ее зависимости от мировой конъюнктуры, тем больней ударил по ней нынешний кризис».

Однако главный экономист DekaBank вовсе не считает, что немцам следовало бы пересмотреть экспортную ориентацию своей экономики, ведь у каждой медали имеется и оборотная сторона: «Сначала мы импортировали в Германию мировую рецессию, но теперь мы импортируем и наметившийся подъем».

Иными словами, как раз благодаря экспортной ориентации своей промышленности Германия быстрее других вышла из кризиса и теперь вполне может стать локомотивом экономического развития всей Европы.

С этой точки зрения у России весьма велики шансы на скорейшее возобновление экономического роста, ведь она тоже нацелена на экспорт, в данном случае — сырья. К тому же она является важнейшим поставщиком энергоносителей для набирающей обороты Германии.

В плюсе остались только Китай, Индия и Польша

Среди трех десятков стран, включенных в исследование DekaBank, только три сумели даже в условиях глобального кризиса сохранить положительные темпы экономического роста. Ульрих Катер объясняет это так: «Китаю очень помогла государственная программа стимулирования экономики, Индия практически не поставляет товаров на экспорт, а Польше, в отличие от многих других восточноевропейских стран, не пришлось бороться с банковским кризисом».

ФРГ и Россия пострадали от кризиса больше, чем США и Великобритания