В воскресенье, 20 сентября, рекрутеры отмечали свой профессиональный праздник. Сегодня рынок переживает не лучшие времена, признаются отечественные специалисты — не все так хорошо, как хотелось бы.

«На вопрос «Как сегодня себя чувствует рынок рекрутинга?» есть два ответа. Парадная версия — у нас все хорошо, рынок труда оживился. Версия для внутреннего пользования — падение заказов в среднем на 70% для позиций всех уровней», — рассказывает управляющий партнер группы компаний «Алла Коняева и Партнеры» Алла Коняева.

По ее словам, более-менее спокойно сегодня чувствуют себя компании, работающие с фармацевтическим сегментом, со страховыми компаниями, с индустрией FMCG (товары широкого потребеления).

«Мне кажется, что рекрутерам нужно не молчать, а бить во все колокола, объясняя бизнесу, что оставить себя без интеллектоемких сервисов в трудные времена — это значит лишиться дополнительных возможностей эффективного решения сложных задач», — отмечает эксперт.

Влияние кризиса

В связи с падением спроса снизились цены на рекрутинговые услуги, рассказывают специалисты рекрутинговой компании «Форсаж». При этом на рынке зафиксированы и случаи демпинга, к которому прибегают некоторые игроки, стремясь таким образом продержаться в непростое время. Например, отдельные компании, которые работали за вознаграждение в 25-30%, соглашаются выполнять проекты за гонорар в 5-10%, что зачастую негативно отражается на качестве услуг.

Другой важной проблемой рекрутеры считают урезание в компаниях всех видов бюджетов на HR-сервисы. «Если заказ и передается провайдерам, то без предоставления эксклюзива. Это значит, что провайдеры начинают гнаться за скоростью, играя на опережение, жертвуя скрупулезностью поиска и отбора, так как они требуют значительных затрат по времени», — объясняет А.Коняева.

Так, менеджеры по персоналу, передав заказ, часто параллельно пытаются закрыть эти же вакансии самостоятельно. При этом происходит психологическая смена роли — провайдер становится соперником. Из-за этого в рекрутинговых агентствах вдвое выросло число проигранных заказов. «А это значит, что их инвестиция в заказ, которому только по счастливой случайности суждено быть оплаченным, имеет весьма призрачную перспективу быть возвращенной», — резюмирует управляющий партнер группы компаний «Алла Коняева и Партнеры».

Рекрутинг-2010

По мнению директора агентства активного рекрутинга «Навигатор» Сергея Беляева, развитие информационных технологий окажет серьезное влияние и на сферу управления персоналом, в том числе на его поиск и отбор, т.е. на сферу рекрутинга.

«Рекрутеры впитывают в себя все больше современных достижений и активнее используют IТ для поиска лучших специалистов для своих клиентов», — указывает эксперт.

Он уверен, что скоро для рекрутеров станет нормой активное использование социальных сетей, создание корпоративных и личных блогов сотрудников, будут популярными онлайн-методы оценки персонала, например, удаленное интервьюирование кандидатов, в т.ч. с помощью сервиса Skype.

«Трендом будущего года в сегменте онлайнового рекрутинга станут видео-резюме. Это будет обусловлено, прежде всего, ростом безработицы и усилением конкуренции на рынке труда», — отмечает С.Беляев.

Вместе с тем, несмотря на множество проблем и неурядиц на рынке, рекрутеры не опускают рук. «Мы надеемся найти какие-то защитные меры и спасти молодую индустрию. Иначе прогноз для рекрутинга — пессимистичный», — говорит А.Коняева.

По прогнозам С.Беляева, к концу 2009 года спрос на персонал выйдет на уровень октября 2008 года. Многие компании будут наверстывать упущенное, активно вкладывать в развитие и подбор персонала.

Как вид предпринимательской деятельности (поиск и подбор персонала) рекрутинг в Украине — относительно молодое направление. Как и многие другие виды бизнеса, на пост-советском пространстве рекрутинг появился в середине 90-х, сегодня же поиском и подбором персонала в Украине профессионально занимаются десятки агентств.

Украина: Рекрутеры готовы бить в набат