Недавний опрос группы компаний HeadHunter выявил новый тренд: уровень подготовки выпускников 2009 года ниже, чем у их коллег-выпускников, к примеру, 2006 или 1999 годов. 51% опрошенных социологами НR-менеджеров со всех регионов страны сознались, что их не устраивает уровень профессиональных знаний вчерашних студентов, а 68% работодателей недовольны уровнем их практических навыков.

Участники опроса практически единодушны во мнении: молодым специалистам надо пройти дополнительное обучение. Непосредственно в компаниях на специальных тренингах они будут «добирать» профессиональные знания, а также развивать личностные качества и общий культурный уровень (недостаток которого, как считают эксперты, сегодня порождает низкий уровень клиентского обслуживания и креативности). По словам создателя и первого руководителя корпоративного университета МТС, владельца компании «Территория Тренинга» Александра Зайцева, корпоративное обучение сегодня является абсолютно органической потребностью любого бизнеса, постоянно нуждающегося в развитии новых компетенций своего персонала и непременным требованием изменчивой рыночной среды.

Между тем с осени прошлого года практически во всех компаниях можно наблюдать одну и ту же картину: сокращаются бюджеты на обучение персонала, уходит в прошлое практика внешних тренингов, краткосрочные корпоративные программы берутся вести топ-менеджеры. В компаниях признаются, что сегодня редко уже встретишь многодневные тренинги (это накладно), все более популярными становятся 3-4-часовые модули. О курсах МВА для сотрудников за счет компании кое-где даже не идет речь. По данным Begin Group, спрос на программы бизнес-образования в этом году сократился на 30%. На курсах МВА стало заметно меньше слушателей из сферы строительства и девелопмента (наиболее пострадавшие от кризиса), но потянулись за знаниями «производственники». По наблюдениям ректоров бизнес-школ, сегодня существует ситуация отложенного спроса: у потенциальных клиентов есть потребность в услуге и средствах, но из-за неопределенности в экономике инвестируют они их с большой осторожностью, предпочитая посылать сотрудников не на MBA, а на специально разработанные под запросы своего бизнеса корпоративные программы. К примеру, корпорация «Эконика» отказалась от сотрудничества с Санкт-Петербургским международным институтом менеджмента (ИМИСП), где обучала в прошлом году 30 своих резервистов на управленческие должности. В этом году компанию выручает внутренний обучающий курс «Формирование базовых управленческих навыков». Тем временем в «Севкабель-холдинге» смогли сохранить свои программы обязательного обучения и повышения квалификаций, но урезали их бюджеты вполовину.

В результате опроса HeadHunter выяснилось, что лишь в половине компаний сегодня есть программы обучения молодых специалистов. Но тот, кто всерьез озабочен проблемой подготовки собственных кадров, настроен оптимистично, считая, что у корпоративного обучения большое будущее. Впереди — непременная виртуализация обучения: сложные игры-симуляторы, виртуальные тренажеры, развитие дистанционного и онлайн-форматов.

Исследование HeadHunter: Работодатели отправляют выпускников на дополнительное обучение