Число медицинских представителей в российских фармацевтических компаниях сократится вдвое. Причина увольнений — предложенные Федеральной антимонопольной службой поправки к закону «Об обращении лекарственных средств». До последнего времени рынок медицины и фармацевтики считался одной из отраслей, переживающих кризис наиболее стойко.

Одно из положений закона, направленного на борьбу с получением врачами денег от производителей за рекламу лекарств, состоит в том, что медицинским представителям запрещается посещать врачей с целью рекламы своей продукции в рабочее время и на рабочем месте.

«Закон еще не принят, но если это произойдет, то изменения, конечно, будут, — говорит руководитель практики «Фармацевтика и медицина» кадрового агентства Morgan Hunt Наталия Шкулова. — Прежде всего можно ожидать сокращения числа медицинских представителей на 30·50% в зависимости от направления, особенно это будет ощутимо для рецептурных (исключая госпитальное направление и препараты, включенные в льготные списки) препаратов».

Вице-президент Фонда содействия развитию науки, образования и медицины Евгений Кузнецов говорит, что общая численность медицинских представителей в России составляет несколько десятков тысяч человек.

«Они есть в каждом регионе, каждом крупном городе и даже районе крупного города, в каждой фармацевтической компании», — говорит он.

«Многие работодатели понимают, что это приведет к сокращениям, — говорит партнер компании Europersonnel Наталья Прохорова. — Медицинских представителей сложно переквалифицировать. Как правило, у них медицинское или фармацевтическое образование. Но большинство из них предпочли эту работу, потому что она оплачивается лучше, чем работа врача или сотрудника аптеки. Теперь им придется выбирать какую-то из этих специальностей».

По ее словам, в последнее время медицинские представители начали активнее размещать свои резюме, что свидетельствует о планируемых сокращениях.

«Но в фармацевтических компаниях говорят, что другого способа продвижения лекарств, кроме как работа с врачами, чье мнение имеет вес для сообщества, нет, — добавляет Наталья Прохорова. — Поэтому им придется продолжить работу медицинских представителей каким-то иным путем, не нарушающим закон».

По словам Наталии Шкуловой, институт медицинских представителей существует во всем мире. «Но сами сотрудники станут более профессиональными. Возможно, таких специалистов переименуют в KAM (key account manager)», — рассуждает она.

Она отмечает, что в последнее время правительство повысило заработную плату врачам и поэтому люди, завершающие свое обучение на медицинских и фармацевтических факультетах, чаще продолжают профессиональное развитие в медицинских учреждениях и аптеках.

«Поэтому если будет принят новый закон, думаю, что фармацевтическим компаниям ничего не останется, как уменьшить количество медицинских представителей, но сделать для них привлекательное предложение по заработной плате, — считает Наталия Шкулова. — Есть вероятность также, что он будет принят, но немного видоизменен: посещение врачей будет контролироваться государством, но об этом пока еще говорить рано».

Консультант по подбору персонала компании «Анкор. Медицина и фармация» Мария Сигаева говорит, что пока фармацевтический бизнес практически не почувствовал влияния кризиса и кадровая политика большинства компаний не изменилась.

«Практически все производители и дистрибуторы фармацевтических препаратов ведут подбор персонала и в первую очередь набирают медицинских представителей, — говорит она. — Как и всегда, осенью по сравнению с летним периодом спрос на персонал растет, и соискатели с медицинским или фармацевтическим образованием, готовые развивать карьеру в фармацевтической отрасли, могут быть уверены в наличии вакансий. Число запросов на подбор на медицинских представителей в сентябре-октябре 2009 года выросло в среднем по России на 10·15% по сравнению с июлем-августом 2009·го»

РФ: Десятки тысяч фармацевтов будут уволены