Рекрутинговый портал SuperJob.ru зафиксировал рост спроса на топ-менеджеров. Число вакансий на высшие позиции в компаниях растет на 10% в месяц. На данный момент запросы на топ-персонал составляют порядка 5% от предложений.

Возглавляют рейтинг запросов на менеджмент высшего звена директора и руководители организаций. На них приходится 31% от топ-запросов. Далее следуют коммерческие директора — 8,3%, директора по продажам — 6,7%, директора по производству и директора по развитию — по 3,6%.

По словам Татьяны Баскиной, директора по рекрутменту кадрового холдинга «Анкор», спрос на топ-персонал в последнее время возрос, а требования к кандидатам изменились.

«Нынешние тенденции на рынке труда руководителей высшего звена сформированы той же нестабильной экономической ситуацией, которую рынок переживал последний год. В частности, это две волны оптимизации — в декабре 2008 года и, более жесткая, в апреле 2009 года. Пройдя через эти испытания, собственники бизнеса ставят перед руководителями в качестве приоритетных следующие задачи: повышение эффективности труда и оптимизация расходов», — говорит она.

«Инструментами для достижения этих целей могут быть автоматизация и стандартизация бизнес-процессов, — рассказывает Татьяна Баскина. — А также дополнительное обучение сотрудников, совмещение нескольких операций на одном участке, вывод части персонала из штата компаний (аутстаффинг), передача ряда непрофильных для бизнеса функций внешним провайдерам (аутсорсинг), сокращение инвестиционных программ, поиск инновационных решений».

По ее словам, в части требований к топ-менеджерам произошли соответствующие ситуации изменения: требуется более высокий общий уровень, с акцентом на знание специфики конкретной индустрии, опыт оптимизации как затрат, так и рабочего процесса в целом, а также навыки эффективной коммуникации как с акционерами, так и с сотрудниками.

«Порой такое ужесточение критериев при поиске кандидатов может привести к долгому и безрезультатному поиску «звезд». Но в ряде случаев подходящие кандидатуры успешно находятся — уже выросла целая генерация руководителей, прошедших на ранних стадиях своих карьер кризис 1998 года, которые к настоящему моменту уже приобрели нужный опыт и закалку», — добавляет Татьяна Баскина.

«В девелопменте меняется практически весь топ-менеджмент уцелевших игроков, то есть спрос высокий, а в металлургии и машиностроении никакого движения не видно», — говорит партнер кадрового агентства Pynes & Moerner Даниил Рыбак.

По его словам, среди отраслей, ориентированных на конечного потребителя и, соответственно, меньше затронутых кризисом, тенденции тоже различаются. В розничной торговле идет смена топ-персонала. То же происходит в телекоммуникациях — в основном за счет изменений составов советов директоров дочерних компаний «Связьинвеста».

«А вот в нефтяной отрасли практически никого не меняют, это вообще очень консервативная отрасль», — добавляет Даниил Рыбак.

Директор по маркетингу и PR хедхантинговой компании Cornerstone Евгения Маркова советует не торопиться с выводами — по ее мнению, несмотря на поступление новых заказов, тенденция к настоящему росту спроса проявится только через месяц.

«Вторая половина декабря и почти весь январь даже в лучшие годы не были самыми пиковыми месяцами. Компании подводили итоги, составляли отчетность, готовились к Новому году, а кандидаты предпочитали отложить поиск работы на январь-февраль, чтобы получить годовые бонусы и другие выплаты. Приятно, что уже в первую рабочую неделю нам поступают новые заказы на подбор персонала, но сказать, что мы почувствовали резкое увеличение определенных запросов, пока не можем. Думаю, что говорить о возможном возникновении какой-то тенденции можно будет не раньше середины февраля», — объясняет она.

«Проекты, в том числе и на позиции топ-уровня, начались в конце прошлого года и продолжаются после новогодних каникул, — утверждает Денис Смольцовников, консультант кадрового агентства Morgan Hunt. — Рынок сейчас живой, но давать какую-то оценку январю пока рано».

РФ: Рекрутеры начали получать заказы на подбор топ-менеджеров