Сейчас, когда заработная плата в каждой профессиональной сфере определена, квалифицированных работников остаётся «заманивать» хорошо укомплектованным социальным пакетом. По заказу сайта «Компьютерра» Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru (http://www.superjob.ru) решил выяснить, чем сегодня можно привлечь профессионала, не только повысив его мотивацию, но и «внушив» любовь к одному-единственному работодателю.

На суд работающих россиян были предложены популярные варианты материального и нематериального поощрения, получаемого сотрудником в качестве вознаграждения за потраченные усилия и время, объединённые общим понятием «компенсационный пакет».

По сравнению с остальными офисными сотрудниками наиболее любопытные результаты продемонстрировали IT-специалисты.

Итак, первое место в списке составляющих компенсационного пакета опрошенные отдали возможности учиться за счёт работодателя. Повышать свой профессионализм, посещая курсы, семинары и тренинги, хотели бы 54% IT-специалистов: «Мне интересно обучаться и иметь возможность хотя бы частично возвращать деньги, потраченные на учёбу»; «Важнейший бонус – это обучение за счёт компании, повышающее стоимость специалиста на рынке труда»; «Я ещё многого не знаю, поэтому очень хочу учиться».

Любопытно, что чаще тягу к знаниям проявляют не молодые специалисты, которым, казалось бы, ещё учиться и учиться, а зрелые «айтишники» в возрасте от 45 до 55 лет (60%).

Оплаченный полис ДМС (добровольное медицинское страхование) – ещё один популярный ингредиент компенсационного пакета. Его отметил 41% респондентов.

Вот как объясняют опрошенные важность оплаченного ДМС: «Да, я не против, чтобы корпорация оплатила курсы МВА, во время которых я руководил бы отделом путём составления планов и отправки их по электронной почте. А в перерывах между курсами MBA и работой я лечил бы зубы, пользуясь ДМС»; «Работа мне все нервы истрепала, и было бы неплохо, если бы компания поправила моё здоровье»; «Пусть оплачивают то, что отнимают». Оплаченный полис оказался важнее для женщин (47% против 40% среди мужчин), а также семейных IT-специалистов (51% против 35% среди не состоящих в браке).

Замыкает тройку наиболее актуальных составляющих компенсационного пакета оплата питания. О бесплатной еде мечтают 39% специалистов IT-отрасли, среди которых (и это неудивительно) чаще встречаются молодые респонденты до 25 лет (46%). «На сытый желудок лучше работается»; «Пусть платят больше, тогда я буду питаться за свой счёт»; «Я много ем, так что пусть оплачивают», – комментируют они.

Достаточно популярны среди IT-специалистов и такие способы поощрения, как оплата мобильной связи (услуг интернет-провайдеров) – 22%, спортклуба или бассейна – 31%.

О ненормированном рабочем дне мечтает каждый четвертый «айтишник» (20%), к тому же 15% опрошенных хотели бы работать удалённо. Своё желание многие объясняют тем, что путь до места работы отнимает много времени, которое они могли бы потратить непосредственно на работу: «Не хочется трястись три часа в дороге до офиса, чтобы работать от звонка до звонка»; «Главное – это возможность гибкого, удобного, эффективного использования собственного времени, а всё остальное из списка можно купить»; «Удалённая работа и возможность иметь свободный график – это мечта…»

Любопытно, что о свободном графике чаще мечтают респонденты, не обремененные семейными узами, тогда как о возможности работать удалённо – состоящие в браке россияне.

По 16% голосов опрошенных набрали такие оставляющие компенсационного пакета, как предоставление беспроцентной ссуды и оплата проезда в общественном транспорте.

Льготные путёвки (частичную оплату отпускных расходов) и предоставление служебного транспорта считают важными видами поощрения по 11% «айтишников».

Не в почёте у специалистов IT-сферы такие разновидности поощрения, как скидки на услуги или продукцию компании (3%), корпоративные мероприятия (3%) и подарки к праздничным датам (1%). «Ничего хорошего всё равно не подарят»; «Мне эти корпоративные мероприятия поперёк горла»; «Зачем мне продукция моей компании? Только этого не хватало», – комментируют респонденты.

Место проведения опроса: Россия, все округа

Время проведения: 29 октября — 2 ноября 2009 года

Исследуемая совокупность: ИТ-специалисты, имеющие в настоящий момент постоянную работу

Размер выборки: 1000 респондентов

Идеальный соцпакет в сфере IT: результаты опроса