Эмма Дональдсон-Фейлдер из неправительственной организации «Здоровье на работе» отобрала 150 линейных менеджеров и 500 исполнителей, которых разделили на две группы и попросили оценить мастерство управления руководства. При этом подчиненным в первой группе разрешили высказывать свои аргументы начальству, во второй — посоветовали воздержаться.

В ходе наблюдений выяснилось, что менеджеры из первой группы изменили свой стиль управления в угоду персоналу и добились большей эффективности от коллектива. Большинство этих боссов научились справляться со своими эмоциями, решать конфликты и учитывать мнения отдельных личностей.

Подчиненные из второй группы, не имевшие права перечить начальству, испытывали серьезный стресс.

«Стресс… создает цикл неприятного давления, который негативно сказывается как на индивидуумах, так и на компании. Его последствия весьма обширны. У жертв проявляются как психические симптомы: тревога, депрессия, так и физиологические: учащенное сердцебиение, повышенное кровяное давление. Есть и когнитивные симптомы, к примеру, падение умственных способностей», — приводит слова исследовательницы британское издание «Би-би-си».

В докладе, зачитанном на собрании Британского психологического общества, Дональдсон-Фейлдер призвала поощрять к диалогу на рабочем месте ради появления «счастливых, здоровых, свободных от стресса сотрудников».

В качестве инструментов для достижения поставленной цели ученые предлагают тест, в котором подчиненный сможет оценить своего шефа, а также учебные материалы для менеджеров, которые в скором времени появятся в свободном доступе в интернете. «Не увидев перед собой зеркала, руководители будут продолжать оставаться в неведении о своем поведении. А если они будут уверены, что все отлично, какой смысл им меняться?» — объясняют психологи.

Исследование: перечить начальству полезно