Российских менеджеров порой упрекают в том, что они слишком отстали в развитии от западных коллег. Но как выясняется, подчиненные совсем не хотят, чтобы их руководитель соответствовал иностранным идеалам. Портал SuperJob.ru опросил 2500 работников с целью понять, каких управленческих качеств они ждут от своих руководителей. За основу были взяты критерии лидерских качеств, предложенные компанией McKinsey .

Консультанты полагают, что настоящий лидер-управленец должен не только ставить четкие задачи и принимать ответственные решения, но и быть убедительным, советоваться с сотрудниками, бороться со стереотипами, вдохновлять подчиненных, учить их, и в целом быть образцом подражания для коллектива.

Но оказалось, что этот набор настоящего начальника совсем не впечатляет российских работников. В идеале требования начальнику выглядят так — просто поставьте задачи и не трогайте нас.

Руководитель должен четко формулировать свои ожидания и строить ясную систему стимулов, – это самый популярный ответ среди опрошенных сотрудников (34%). 15% респондентов полагают, что все решения руководитель должен принимать самостоятельно (за то, чтобы решение принимались совместно с коллегами, высказались 7% сотрудников). И только 9% респондентов считают, что настоящий руководитель должен вдохновлять сотрудников и внушать им оптимизм. Столько же думают, что руководитель должен на своем примере демонстрировать лучшие качества.

«Мне важно, чтобы была задача. У меня были начальники, которые были неспособны даже четко сформулировать, что им нужно. Все вокруг да около. Если есть задача, – уже хорошо, я ее буду выполнять. Со мной не надо будет вести долгих разговоров. Платите зарплату, и все будет сделано», – выражает мнение многих работников территориальный менеджер по продажам из Петербурга.

Ответы сотрудников говорят о низкой культуре лидерства как таковой, считает директор «Центра социальных и психологических исследований Высшей школы международного бизнеса» АНХ Елена Яхонтова. Во многом эта ситуация обусловлена дефицитом лидеров-менеджеров. Многие сотрудники (особенно в средних и малых компаниях) за свою рабочую карьеру вообще не сталкиваются с лидерами и привыкли, что лучшее, на что способен начальник, – ставить самые простые задачи.

Впрочем, некоторые респонденты отказывают среднему российскому руководителю даже в этом качестве. «В реале, правда, я такого практически не встречал. В основном, руководители не подходили ни под один из этих пунктов. На практике основной задачей руководителя я видел – замотать подчиненного разнообразными указаниями, зачастую противоположными, и чтобы ни-ни», – говорит респондент из города Волжский (впрочем, сам определивший свою должность как «руководитель»).

Интересно, что представления самих управленцев об идеальном руководителе, судя по всему, куда ближе к образу классического менеджера-лидера. В отличие от опрошенных сотрудников, видящих в начальнике «производителя задач», сами руководители, как и опрошенные McKinsey менеджеры по всему миру, на первое место ставят личные качества управленца, его убедительность, способность понимать людей и задавать им перспективу.

В первую очередь, у руководителя должна быть харизма, уверен генеральный управляющий компании «Арпиком» Михаил Зельман: только харизматик, способный на вдохновляющие подчиненных решения, может повести людей за собой. С этим согласен и генеральный директор компании «Росгосстрах-столица» Олег Меркулов: харизма, по его мнению, принципиальное качество менеджера.

Опрос SuperJob.ru: российские работники не любят руководителей-лидеров