Начальники вспоминают советский опыт. Во многих офисах снова появились доски почета, сотрудникам раздают грамоты и рассылают благодарственные письма. Продвинутые руководители прислушиваются к корпоративным психологам и устраивают для особо тщеславных подчиненных фото- и видеосъемки, которые потом рассылают по корпоративной почте, чтобы все могли посмотреть на передовиков.

Старания работодателей окупаются. Работникам нравится, когда их хвалят, свидетельствует рекрутинговый портал SuperJob.ru. Конкурсы и соревнования — это плюс для 7% респондентов. Фотография на доске почета — для 5%. Еще 7% ценят корпоративный отдых. Но заметно больше — 16% — ценят, если руководство помогает им в их личных делах: устроить, например, в детский сад ребенка или что-нибудь в этом роде.

Из-за кризиса руководители все чаще примеряют образ «начальника с человеческим лицом»: дешево и эффективно. «Большинство работодателей не могут поощрять работников как раньше, — говорит Виталий Лаврентьев, ведущий специалист по подбору персонала кадрового центра «Юнити». — Так что методы нематериальной мотивации актуальны как никогда». «Юнити», кстати, не исключение. Лучшим сотрудникам руководство ежемесячно публично выносит благодарность.

С началом кризиса люди были готовы работать за четверых без повышения зарплаты — так они боялись потерять работу, объясняет Эльмира Давыдова, генеральный директор центра профессиональной ориентации и развития карьеры «Профгид». Теперь, продолжает она, у людей растет самооценка: надо же, сами с такими объемами справляются в одиночку. Поэтому становится сложнее сохранить ценных сотрудников. «Нетрудно переименовать должность перспективного сотрудника, — говорит Давыдова. — Например, назвать оператора техническим менеджером. Это иллюзия повышения». И все довольны.

Психологи отмечают, что игра на амбициях — один из самых выгодных способов удержать сотрудников в компании, не увеличивая зарплату и не выплачивая премий. «Главный смысл работы — это самореализация, а уже потом — зарабатывание денег, — говорит Сергей Мадер, корпоративный психолог. — Поэтому в ряде случаев нематериальное поощрение может быть даже эффективнее премий и бонусов». Мадер уверен, что, если учитывать все, вплоть до темперамента сотрудника, для каждого можно найти свою «нематериальную мотивацию».

Впрочем, опытные кадровики признают: безденежные поощрения вещь — хорошая, но одними похвалами сыт не будешь. «У нас в компании много разных методов нематериального поощрения, — рассказывает Людмила Байбакова, начальник отдела кадров ООО «Фаст Фуд Сити», владеющего девятью «Ростиксами» в Москве и Подмосковье. — Есть и доски почета, и соревнование в качестве обслуживания, и различные грамоты. Но коллектив у нас в основном молодой, многие сотрудники совмещают работу с учебой, и конечно, для них важны в первую очередь деньги». Если в дальнейшем веселые корпоративы, грамоты и фото на досках почета не будут конвертированы в денежные призы, убеждена Байбакова, энтузиазм сотрудников все равно спадет.

РФ: компании удерживают сотрудников без повышения зарплаты