Профессор факультета менеджмента Университета МакГилл Генри Минцберг считает, что нынешняя система обучения менеджеров породила целое бездарных руководителей.

По его мнению, в кризис мир ввергли не только «жадные ипотечные банки» и «безответственные экономисты». «Так называемые лидеры тоже сыграли свою роль: они совершенно не занимались управлением в своих компаниях, оторвавшись от того, что там происходило. И за всеми этими проблемами стоит образовательный процесс, который воспитывал таких «лидеров» и поощрял их оторванность от жизни», — пишет Минцберг.

По его мнению, в последнее время менеджеров в системе МВА готовят в отрыве от реального производства. В то время как ни в одной учебной аудитории ни руководитель, ни тем более лидер не воспитывается.

Эксперт предложил свой вариант управленческого образования. По его мнению, оно должно влиться в другую дисциплину – управленческое и организационное развитие. Для начала, допускать к нему нужно только людей, которые уже занимаются управлением на практике.

Во-вторых, руководителям следует не менять рабочий кабинет на учебную аудиторию, а продолжать работу и перемежать семинарские дискуссии с их применением в реальной жизни. Так обучение можно связать с непосредственным опытом.

«В последние пятнадцать лет мы разрабатывали необычный набор учебных программ, основанных на идее, что управленцы учатся эффективнее всего, если смогут ненадолго отойти от давления рабочего процесса, обдумать и обсудить свой опыт, — пишет профессор Минцберг. — Участники международной магистерской программы по практическому менеджменту, существующей с 1996 года, сидят за круглыми столами в обычных классных комнатах, обдумывая накопленный опыт и делясь друг с другом мыслями. Все, чему мы, преподаватели, их учим, выносится на эти обсуждения, чтобы эти знания были привязаны к контексту работы».

Кстати, Рубен Варданян, председатель совета директоров группы компаний «Тройка Диалог», в свою очередь обвиняет бизнес-школы в неспособности учитывать реалии, в которых работают предприниматели. «Бизнес-образование у нас ужасное. Оно отсутствует, — прокомментировал он проблему для Slon.ru.

«Обсуждаются ли в бизнес-школах проблемы: криминал, коррупция, роль спецслужб в экономике, административное давление? Как мы можем принимать образование, которое оторвано от реальности? Гигантский разрыв между реальной жизнью и тем, чему учат.

У нас нет здоровой конкурентной среды. Все измеряется в деньгах. Например, я везде слышу про Дональда Трампа, его всем приводят в качестве примера. Почему Дональд Трамп является примером? Почитайте его книги – это человек, который не имеет ценностей. Школы должны осудить его, не подавать ему руки, показывать как негативный пример. Нет системы оценки людей по ценностям, а не по деньгам. Нужна система оценки ценностей. Этим должны заниматься бизнес-школы», — уверен Рубен Варданян.

Бизнес школы готовят руководителей «в отрыве от реального производства»