Почти две трети (64%) руководителей российских компаний предпочитают проходить обучение у отечественных бизнес-тренеров, выяснили аналитики HeadHunter, опросив в июне топ-менеджеров 1200 крупных отечественных компаний. Более половины (59%) руководителей считают, что без иностранных коучей и тренеров отечественный бизнес вполне может обойтись, 67% уверены, что большинство западных практик в российской бизнес-среде неприменимы вообще.

Причинами предпочтения отечественных тренеров западным служат знание особенностей бизнес-среды России — так считают 48% опрошенных, возможность обучения на русском языке — 28% и русский менталитет — 21% (см. график 1). Помимо данных вариантов ответа респонденты отметили такие преимущества, как знание бизнес-тренерами российского законодательства, норм и правил использования профессионального инструмента, адаптированного под наш менталитет, способность подстраиваться к различным реалиям российского бизнеса. Не на последнем месте среди причин оказалась более низкая стоимость услуг российских специалистов.

Преимуществом западного тренера 34% российских руководителей считают возможность по-новому взглянуть на типичные вопросы, по мнению 23% опрошенных, западные тренеры владеют передовыми методиками, необходимыми российскому бизнесу. Другие плюсы — нестандартные подходы к обучению и опыт в решении практических задач.

Директор по развитию ГК «Институт тренинга — АРБ Про» Мария Велли отмечает, что у иностранных тренеров накоплен больший опыт, отточена методология, поскольку отрасль обучения и развития персонала за рубежом значительно старше российской. На ее взгляд, это привлекает российские компании. Однако, чтобы научить персонал навыкам Soft Skills, например деловой коммуникации, навыкам продаж и проч., по мнению Велли, необходимо понимать менталитет русских менеджеров. С этой задачей лучше справляются русские тренеры.

Велли считает, что для приглашения тренеров из Европы и Америки есть вполне тривиальные препятствия: российская аудитория не владеет английским языком настолько хорошо, чтобы учиться у иностранцев. «Справедливости ради надо отметить, что иностранцев приглашают. Но приглашают знаменитостей, авторов мировых бестселлеров — Стивена Кови, Энтони Хурихана, Джима Коллинза и др. Цель привлечения таких экспертов — вдохновить, поощрить персонал, а не научить», — говорит Велли.

Исследование: Российские компании предпочитают отечественных бизнес-тренеров