Нравится это кому-то или нет, но, по данным исследований мотивационной структуры личности, которые проводились компанией WST-Consulting в 2007-2008 годах, в среднем не менее 15% сотрудников приходят на работу для того, чтобы пообщаться, да и остальные ставят это желание далеко не на последнее место в оценке своих рабочих приоритетов.

И для того чтобы удовлетворить насущную потребность в общении и сделать коллектив более сплоченным, существует несколько традиционных способов, которые чаще всего сводятся к совместному празднованию дня рождения компании и сотрудников с непременным распитием спиртных напитков и командообразующим тренингам. Однако сдружить коллектив без излишних усилий, затрат и даже алкогольных градусов можно иначе.

Немного фантазии

Так уж устроен человек — все знакомое кажется ему безопасным и приятным, а все незнакомое вызывает настороженность. Но чем больше сотрудник узнает о своих коллегах, чем больше общих интересов и точек соприкосновения у них находится — тем лучше. Именно поэтому в продвинутых западноориентированных компаниях устраивают дни, когда разрешают сотрудникам брать с собой в офис домашних любимцев, инициируют рассказы о хобби работников, организовывают «детские дни», когда чадолюбивые родители могут показать отпрыскам, чем, собственно, они занимаются на работе, и заодно похвастаться перед сотрудниками своими малышами.

В общем, разнообразных способов, которые придумывают хитроумные эйчары для того, чтобы достичь желаемого эффекта, огромное количество. «В этом году мы проводили конкурс детских рисунков. Дети рисовали своих родителей, а победителем был выбран тот, кого все узнали. Было очень здорово и весело», — поделилась Наталья Климова, заместитель директора ЧП «Крис» (продажа, ремонт и сервисное обслуживание бытовой и офисной техники, штат — 38 чел.).

В другой отечественной компании после отпуска сотрудники выложили на сайте фотографии мест, где побывали летом. С помощью online-голосования были отобраны самые красивые снимки, из которых и был составлен корпоративный календарь.

А в компании «Трим» сотрудники имеют возможность проявить себя в непривычном качестве, организовав для коллег мастер-класс. «Я даже не могу вспомнить, кому пришла в голову идея проводить воркшопы. Однако все началось с того, что желающие могли с помощью нашего системного администратора и дизайнеров освоить различное ПО, в основном дизайнерские программы. Желающих оказалось на удивление много, и потом многие вызвались продемонстрировать свои таланты на воркшопах по вышиванию лентами, лепке из пластики, фотографии», — рассказала Анастасия Каенская, менеджер по рекламе ООО «Трим» (полиграфические услуги, штат — 24 чел.).

И действительно, для небольшой компании любое подобное мероприятие может стать полноценным тимбилдингом. «В качестве подарка коллеге от коллектива на день рождения было решено отснять любительский фильм о жизни офиса и роли виновника торжества в ней. Подготовка в течение нескольких недель, включающая в себя обсуждение идей, съемки в свободное от работы время, окончательный монтаж — все это заставило команду ощутимо сплотиться для воплощения данного проекта в жизнь. В ходе проекта коллеги получили возможность в непринужденной атмосфере обмениваться мыслями, вести конструктивные дискуссии, творчески самовыражаться, делить сферы ответственности, и, наконец, лучше узнать друг друга», — рассказала Татьяна Бреус, менеджер проектов консалтинговой компании Staff Service (рекрутинг, аутсорсинг, штат — 25 чел.).

Однако и в крупных компаниях не отказываются от командообразования «своими силами». «Вместо командообразующих тренингов в последние два года наша компания начала активно внедрять проведение одно-двухдневных «корпоративных сессий». Организационно сессия делится на две части. Первая часть похожа на «мозговой штурм». Она направлена на решение конкретных бизнес-задач внутри подразделения. На ней происходит обсуждение внутрифункциональных задач, обмен опытом, выработка единых подходов в решении типичных проблем. Сотрудники получают возможность быть услышанными, ощутить свою причастность к выработке решений, а руководители — узнать и понять, как каскадируются и на практике выполняются поставленные ими задачи. Вторая часть строится по принципу командообразующего тренинга или игры. Эта часть разрабатывается на основании модели корпоративного поведения. На данном этапе происходит распределение и отстройка внутригрупповых ролей, проигрывание моделей взаимодействия для выполнения общих задач», — сообщила Анна Адом, заместитель директора по корпоративным коммуникациям ДТЭК (добыча и обогащение угля, генерация и дистрибуция электроэнергии, штат — ок. 50 тыс. чел.).

Зачем оно нужно?

Однако каким образом подобные мероприятия могут позитивно отражаться на бизнесе и что происходит тогда, когда у сотрудников появляется шанс больше узнать друг друга не только со стороны выполняемой человеком функции в компании, но и с личностной?

«Когда коллега становится не просто винтиком в общем механизме, а незаурядной личностью, с похожими интересами и понятными целями, тогда значительно улучшается внутренняя коммуникация и возрастает продуктивность совместного труда. Кроме того, сплоченные коллективы отличаются большей лояльностью к компании, больше болеют за конечный результат и успехи всего бизнеса. И, наконец, дружная команда и хороший микроклимат — важный фактор, на который обращают внимание специалисты, ищущие работу. Такая компания становится более ценным работодателем и, соответственно, имеет возможность собрать на своем «борту» лучших из лучших», — считает Татьяна Бреус.

При этом важно отметить, что тимбилдинговые мероприятия, подготовленные своими силами, по эффективности не уступают, а порой даже превышают те, которые организовываются силами сторонних компаний.

«Если сравнивать корпоративные сессии и обычные командообразующие мероприятия, с точки зрения бизнес-эффективности перевес, безусловно, будет на стороне первых», — уверена г-жа Адом. По ее мнению, несмотря на то что оба этих типа мероприятий направлены на укрепление межличностных связей и в их основе лежит двухсторонняя прямая коммуникация, корпоративные сессии дают участникам еще и осознание себя как профессиональной группы, помогают выработать единое корпоративное поведение.

Не споткнуться бы…

Впрочем, есть ситуации, когда желание сделать «как лучше» превращается в свою полную противоположность. «Сдруживать коллектив «собственными силами», без привлечения квалифицированных тренеров, может быть нецелесообразно, если в коллективе имеют место серьезные личностные конфликты. Подобные проблемы, ярко не проявляющиеся в повседневной жизни офиса, могут выплеснуться во время импровизированного тимбилдинга и перерасти в открытую агрессию», — рассказывает Татьяна Бреус. Поэтому, по мнению экспертов «ВД», если существует угроза таких последствий, лучше не экономить и привлечь профессионального тренера, который поможет в ходе тренинга по командообразованию не только выявить проблему, но и начать ее проработку, постоянно контролируя состояние участников и сглаживая острые углы.

Кроме того, по мнению психолога Алексея Шнеера, сотрудник, способный наилучшим образом проявить себя в совместных празднованиях, не всегда может хорошо справляться со своими обязанностями на рабочем месте. Поэтому существует опасность того, что «хорошему парню» и «душе компании» будут прощаться ошибки и непрофессионализм, что может негативно отразиться на качестве работы.

Потому, несмотря на все недостатки и подводные камни, достаточно велико позитивное влияние таких, на первый взгляд, наивных попыток, словно детей в песочнице, сдружить взрослых и очень деловых людей, обремененных грузом ответственности и забот. Ведь, по данным HR-консультанта Олега Сафонова, «хорошая атмосфера в коллективе» была на третьем месте (после «карьерных возможностей» и «содержания работы») среди факторов, которые могут способствовать тому, что сотрудник откажется от более выгодного предложения о работе. Так что лояльность и удовлетворенность сотрудников психологическим климатом в коллективе напрямую зависит и от подобных «несерьезных» мероприятий.

Мнение народа

В ходе online-опроса, проведенного «ВД», в котором приняли участие около 50 сотрудников отечественных компаний, были заданы вопросы о том, какими признаками должно обладать хорошее тимбилдинговое мероприятие:
не должно быть трудозатратным и требовать какой-то специальной подготовки
должно вызывать позитивные эмоции
в результате не должно быть проигравших и победителей
не должно формировать комплексы
должно позволять каждому максимально раскрыться в благоприятной обстановке
должно задействовать всех (или почти всех) членов команды.

15% сотрудников приходят на работу для того, чтобы пообщаться