Почему в России до сих пор не научились культуре увольнения? | HR Center

Принимать на работу в нашей стране научились. Практически в каждой организации имеется HR-менеджер, проводятся собеседования и тренинги. А вот с увольнениями в России обстоит дело не так гладко. Не редки случаи, когда сотрудник узнает о своем увольнении от коллег, а не от начальства.

Почему в России не приживается культура увольнений? На эту тему корреспондент «Российской газеты» пообщался с доктором психологических наук Мариной Мелия.

По ее словам, если человек узнает о своем увольнении не от начальства, а от других источников, это – показатель незрелости отношений в организации. «Сам по себе процесс увольнения труден не только для того, кого увольняют, но и для того, кто увольняет», — говорит эксперт.

Если зрелый взрослый человек, будь то президент страны, министр культуры, редактор большой газеты или директор завода собирается от кого-то избавиться, он обязан пойти с ним на контакт, четко обосновать свое решение и сообщить об этом обязательно лично человеку. Однако многие стараются избежать неприятных разговоров.

«Люди не хотят лично сообщать неприятное. Но ведь это входит в обязанности руководителя. Он же лично ставил перед сотрудником задачи, когда брал на работу, — говорит Мелия. — Но срабатывает психологическая защита, надо сказать, достаточно примитивная — избежать ситуацию, в которой не знаешь как себя вести. Вместо того чтобы пойти на встречу, продумать и четко все обговорить, некоторые руководители предпочитают «спрятаться».

Увы, но часты и случаи, когда для того, чтоб избавится от человека, в организации начинается его травля. К нему возникает огромная масса требований и претензий. И в этом случае возникает логичный вопрос: если все это время человек у вас работал, почему же сейчас он неожиданно стал «балластом» и «бездельником».

Таких примеров очень много. Особенно в крупных корпорациях или в министерствах вдруг человек становится «зачумленным». Если раньше у него в приемной толпился народ, забегали сотрудники с вопросами по работе или просто поболтать с секретаршей, то теперь пустыня. Это хорошо показано в советских фильмам. Окружение боялось заразиться несчастьем.

По словам Мелия, культуре увольнения руководитель должен учиться сам и прививать ее подчиненным. Руководствоваться надо принципом: «Это бизнес — ничего личного». Оно очень верно и поможет выйти из сложной ситуации с минимальными потерями.

Руководитель должен контролировать свои эмоции и концентрироваться лишь на деле. Нужно четко обозначить человеку, что им было выполнено и поблагодарить за это. Объяснить, почему грядет увольнение. Например, поменялись задачи организации. Сказать, аккуратно, об ошибках. И самое главное, о решении руководства в первую очередь должен знать увольняемый, а не охранники и уборщицы. Информация работнику должна поступить от того, кому он напрямую подчинялся. Это азы цивилизованного увольнения.

Важно также с помощью средств электронной внутрикорпоративной рассылки сообщить об увольнении всем сотрудникам. Дать возможность увольняемому написать письмо коллегам. Это культура. Как свадьба и развод, так и прием на работу и увольнение могут быть по-человечески обставлены. Это определенный бизнес-процесс.

Почему в России до сих пор не научились культуре увольнения?