В мире растет количество компаний, готовых частично или полностью передать на аутсорсинг функции внутренних HR-подразделений. Об этом свидетельствуют данные исследования рынка кадрового консалтинга, проведенного международным кадровым агентством Kelly Services.

По данным исследователей, если в 2009 аутсорсинг HR-процессов в той или иной степени использовали 43% компаний – участников исследования, то в 2010 году – уже 46%. При этом главной услугой аутсорсинга остается рекрутмент персонала.

Активнее всего данная тенденция развивается в регионе Europe-Middle East-Africa (EMEA), где 42% компаний подтвердили готовность отдать на аутсорсинг от 25 до 100% своих HR-потребностей. В то же время, компании в обеих Америках (Americas) достаточно консервативны — 81% респондентов в этом регионе согласны передать внешним консультантам не более четверти своих HR-потребностей. Чуть меньше эта цифра в Азиатско-Тихоокеанском регионе (APAC) – 75%.

Исследование свидетельствует, что необходимость аутсорсинга как услуги прямо зависит от величины бизнеса. 84% небольших компаний (до 1000 чел.) имеют от 1 до 5 сотрудников в подразделениях по управлению персоналом и предпочитают централизованно осуществлять HR-функции. В то же время 77% крупных компаний (более 50000 чел.) имеют штат в 20 и более HR-сотрудников и регулярно привлекают внешних провайдеров HR-услуг.

Чаще всего компании передают на аутсорсинг функцию рекрутмента — 69%. При этом каждый третий сотрудник внутреннего HR-подразделения непосредственно на поиск и подбор персонала тратит не более 10% своего времени. А в целом более 70% HR-специалистов тратят не более половины своего времени на рекрутмент.

Кроме того. компании привлекают профессиональных HR-консультантов к расчетам заработной платы (54%), управлению социальным пакетом (26%), тренингам (24%), администрированию hr-модуля корпоративной информационной системы (16%), формированию структуры компенсаций (8%) и карьерному менеджменту (4%).

Аутсорсинговые приоритеты также разнятся в зависимости от региона. В Americas чаще на аутсорсинг выделяется управление социальным пакетом, а в наименьшей степени – тренинги. В Азиатско-Тихоокеанском регионе бизнес неохотно отдает на аутсорсинг расчет заработной платы, но готов активно привлекать внешних консультантов к формированию структуры компенсаций в компаниях

В связи с тем, что внешние консультанты чаще всего занимаются процессом рекрутмента, главные требования компаний к поставщику услуг аутсорсинга – это качество подбираемого персонала, знание отрасли заказчика и цена. Кроме того, важны опыт работы агентства в этом направлении, используемые технологии и широта охвата поиска.

Перечисляя ожидаемые результаты сотрудничества, компании назвали:
42% — сокращение времени, затрачиваемого на поиск персонала;
35% — снижение стоимости процесса поиска и подбора персонала;
22% — задействование различных каналов при поиске персонала;
14% — сокращение и управление количеством внешних поставщиков HR-услуг;
9% — доступ к технологиям рекрутмента.

Причины, по которым компании не пользуются услугами HR–партнеров, распределились следующим образом:
40% респондентов заявили, что не видят в этом необходимости, поскольку хорошо справляются сами;
22% заявили, что аутсорсинг слишком дорог;
20% не используют его по причинам внутренних корпоративных стандартов;
10% затрудняются оценить эффективность финансовых затрат на аутсорсинг;
9% просто ничего не знают об этой услуге.

Исполнительный директор KellyOCG Россия Юрий Ефросинин, отметил, что на мировой арене аутсорсинг востребован в компаниях, которые хотят оптимизировать HR-деятельность, в то время, как нашему развивающемуся рынку кадрового консалтинга еще только предстоит пережить всплеск интереса к этой услуге. «В любом случае, мы видим ее перспективы», — отметил Ю.Ефросинин

Данные исследования являются результатом развернутого опроса, проведенного совместно службами анкетирования Kelly Outsourcing and Consulting Group и Human Resources Outsourcing Association (HROA) в ноябре 2009 – феврале 2010 года. В исследовании были собраны сведения, представляющие точку зрения 536 респондентов, представляющих HR-структуры малых, средних и крупных компаний в различных регионах мира – Americas (39%), EMEA (39%), APAC (22%).

HR-аутсорсинг: данные исследования