Премии перестали быть вознаграждением только за особые заслуги и достижения, из пряника они практически превратились в кнут, следует из опроса компании HeadHunter. Каждый третий работник получает премию вне зависимости от результатов своей работы, и только 26% — за особые достижения. Премию можно получить просто «за красивые глаза» и за подхалимаж, утверждают 20% опрошенных. Специалисты кадрового рынка прогнозируют, что премии в конце 2010 года получат вдвое больше работников, чем в прошлом году, а среди высшего менеджмента бонусы достанутся практически каждому.

В РФ, в отличие от западных стран, многие предприятия уже давно включили премию в зарплату и выплачивают ее ежемесячно — даже за простое выполнение сотрудниками своих обязанностей в срок. При опросе 6 тыс. россиян в компании HeadHunter выяснили, что 68% работников получают премии регулярно, как минимум раз в год, при этом 31% — ровно, как зарплату, раз в месяц. «Ежемесячная премия — мотивационная ошибка руководства. Как только она становится регулярной и незаслуженной, она перестает приносить радость. Если план работы составлен грамотно, то сотрудник должен выполнять его без дополнительного стимулирования», — считает президент компании HeadHunter Юрий Вировец.

По мнению директора по развитию «Агентства «Контакт» Алены Занегиной, зачастую словом «премия» называется некое поощрение, максимальный размер которого прописан в трудовом контракте, иными словами, эта премия может измениться только в меньшую сторону. «Эти ежемесячные или ежеквартальные выплаты фактически являются не пряником, а кнутом. В лучшем случае для сотрудника это гарантированная добавка к окладу, а при худшем развитии событий — риск потерять часть зарплаты. Никакой дополнительной мотивации такая схема не создает», — говорит госпожа Занегина.

Чтобы получить премию, чаще всего сотрудникам не приходится прикладывать особых усилий — на то, что премию выплачивают просто «за выполнение плана», указали 45% опрошенных. Премиальные за выдающиеся достижения и успехи получает меньшая доля — только 26% работников, еще 17% премируются за перевыполнение плана. При этом целых 20% отметили, что в их компании можно получить премию за «красивые глаза» и подхалимство.

Эксперты разъясняют: кто-то всегда умеет лучше других преподнести достижения руководству, к тому же рядовые сотрудники не могут знать всех достижений своих коллег, поэтому им часто кажется, что кто-то из них получил премию незаслуженно. Руководители, в свою очередь, как показывают результаты опроса, не умеют и не хотят публично обнародовать успехи подчиненных, что порождает подозрения. «Нужно уметь рассказывать о своих достижениях, делиться успехами не только с руководством, но и с коллегами. С другой стороны, есть опасность прослыть хвастуном, поэтому важно соблюдать разумный баланс», — дает рекомендации Юрий Вировец.

За границей, например в США, премия является действительно бонусом за вклад в развитие бизнеса или достижение высоких показателей в труде и выплачивается по итогам отчетного периода или по завершении проекта. В «Агентстве «Контакт» отмечают: грамотная система мотивации предполагает привязку любой премии к ключевым показателям эффективности — так называемым KPI (Key Performance Indicators — оценки работы персонала), которые должны быть детально прописаны. На это, однако, у большинства компаний в РФ не хватает знаний, времени и сил — особенно в отношении позиций уровня специалиста. Результаты опроса продемонстрировали — только 2% респондентов получают премию за выполнение KPI. В «Агентстве «Контакт» считают, что более честно и более выгодно с точки зрения эффективности вообще не предусматривать премий для специалистов, выработать KPI для которых работодатель не может, а определить для них фиксированный оклад.

Опрос показал, что ежегодную премию получают 11% респондентов. Эксперты кадрового рынка прогнозируют, что годовые премии в конце 2010 года получат как минимум вдвое больше работников, чем годом ранее, а сами премии станут более существенными, поскольку рынок труда восстановился после кризиса почти во всех сферах. «Сейчас экономика практически достигла уровня начала 2008 года, поэтому ситуация с годовыми премиями у top- и middle-менеджмента будет приближена к показателям трехлетней давности, то есть около 90% всех представителей высшего менеджмента получат по итогам этого года некую премию», — говорит Алена Занегина.

Опрос HeadHunter показал, что в среднем размер премиальных составляет 55% от зарплаты респондента. Около 50% респондентов получают премию в пределах 30–70% от зарплаты. По словам респондентов, премия зависит чаще всего от финансового положения компании (отметили 34%) и от уровня собственных достижений (33%).При этом 27% опрошенных признались, что размер поощрения за их труды зависит от настроения начальника. Такую же долю же респондентов вопрос о размере премии не волнует: они получают фиксированную премию, размер которой, по их мнению, ни от чего не зависит.

Премии в России не зависят от оценки работы