Аттестации персонала получают все больше нареканий от тех, кто должен их проводить. По данным опроса 750 специалистов в области кадров, проводившегося в мае и июне этого года нью-йоркской консалтинговой фирмой Sibson Consulting Inc. и профессиональной ассоциацией WorldatWork, около 58% руководителей кадровых служб компаний поставили собственным системам управления эффективностью работы оценку 3 (удовлетворительно) или ниже — по пятибалльной шкале.

Многие специалисты в области кадров разочарованы тем, что менеджерам не хватает храбрости давать конструктивную оценку работе подчиненных, говорит Дэвид Инслер, старший вице-президент Sibson. Менеджеров следует учить более тщательно разбирать их работу, а сотрудники должны получать более ясное представление о том, что такое работа хорошая и плохая, говорит Инслер.

Часть проблемы состоит в том, что у кадровиков нет достаточного контроля над процессом оценки деятельности, добавляет он. Хотя руководители кадровых служб устанавливают стандарты и просматривают конечные результаты, они не могут контролировать, насколько эффективно проводит оценку менеджер.

«Многие кадровики считают, что системе оценки персонала не хватает логичности и прозрачности», — полагает Инслер.

Исследование также показало: 47% респондентов считают, что система управления эффективностью, невзирая на ее огрехи и неточности, помогает их компании достигать стратегических целей. Правда, 15% опрошенных не согласны с этим мнением.

Системы аттестации в компаниях настолько ухудшились, что, возможно, лучше вообще обойтись без них, предлагает Самюэль Калберт, профессор менеджмента Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и автор книги «Избавьтесь от аттестации!». «Эти процедуры пугают и смущают людей, не дают им естественно общаться друг с другом», — негодует он. Вместо этого менеджеров следует учить регулярно работать с сотрудниками и искать способы помочь им улучшить показатели, так чтобы они не боялись признать свои слабые места, призывает он.

«Кадровики стали похожи на агентов КГБ. Они собирают досье на людей, никто не чувствует себя в безопасности в их присутствии, — говорит Калберт. — И эту проблему невозможно решить с помощью обучения менеджеров или увеличения бюджета».

По данным опроса Sibson / WorldatWork, всего 30% респондентов заявили, что согласны с тем, что сотрудники их компании доверяют аттестациям. 31% не согласны с этим утверждением, 38% ответили нейтрально.

Руководители кадровых служб недовольны процедурами аттестации персонала