В большинстве российских компаний руководство не обращает внимания на культуру речи сотрудников, говорят эксперты. Искусству презентации больше внимания уделяют в инновационных, прозападных компаниях, а остальные работают по старинке.
Хотя в России уже давно действуют многочисленные курсы по ораторскому мастерству, а искусству наглядно преподносить материал учат во многих бизнес-школах и вузах, сотрудники компаний редко применяют знания на практике. Подтолкнуть работника к переменам может только руководство фирмы, считают бизнес-тренеры.
На Западе риторике и искусству презентации обучают со школьной скамьи. Кроме того, в западной культуре существует традиция яркой проповеди. В России же доклад с советских времен — это всегда нечто заумное, скучное и нудное. И стереотип трудно изжить.
«На Западе стиль зависит от корпоративной культуры, но структура бизнес-послания всегда одна и та же», — говорят опрошенные «Ведомостями» экcперты. — В нашем бизнесе, мало кто структурирует бизнес-послания — пишут как бог на душу положит: Иногда невозможно понять, о чем написано в сообщении».
Чтобы избежать ляпов в деловой переписке, следует разработать четкие стандарты внутренней и внешней корреспонденции в компании.
Примерно 10 ведущих российских школ MBA пошли по западному пути и ввели по выбору две дисциплины: искусство презентации и искусство деловых коммуникаций.
Навыки презентации помогают менеджеру добиться финансирования, продать продукт или устроиться на хорошую работу. Если наши менеджеры научатся грамотно говорить и писать, они сэкономят время, затрачиваемое компаниями на коммуникации, и принесут больше пользы работодателю.