Свыше трети опрошенных сотрудников крупных европейских компаний готовы предлагать денежные средства, подарки или осуществлять представительские расходы для получения нового контракта. При этом почти половина опрошенных заявили, что им неизвестно о существовании в их организации политики по борьбе со взяточничеством. Таковы результаты исследования «Эрнст энд Янг» по вопросам управления рисками мошенничества в Европе за 2011 год.

Как сообщили ЛІГАБізнесІнформ в компании, результаты исследования показали, что, если взятка имела место, то в Греции (44%) и России (39%) она, скорее всего, будет иметь денежную форму, в то время как в Норвегии данные действия пользуются наименьшей популярностью и к ним готовы прибегнуть лишь 6% опрошенных.

В целом две трети респондентов признают, что взяточничество и коррупция широко распространены в их странах, а 40% указали на то, что за время экономического кризиса, наблюдавшегося в течение последних двух лет, данная проблема только усугубилась.

По мнению респондентов, высший менеджмент не обеспечивает эффективного руководства в области соблюдения законодательных требований. Одна четвертая часть опрошенных не испытывает доверия к своим руководителям, допуская возможность неэтичного поведения с их стороны. 59% респондентов полагают, что ради достижения поставленных целей руководители готовы поступиться этическими принципами, причем данное мнение разделяет половина самих руководителей, участвовавших в опросе.

«Результаты нашего исследования должны насторожить руководителей европейских компаний, — говорит руководитель международного отдела услуг в области расследования мошенничества и содействия в спорных ситуациях «Ernst & Young Global» Дэвид Сталб. — Столь безразличное отношение к угрозам мошенничества, взяточничества и коррупции на фоне принимаемых многими компаниями мер по сокращению затрат создает дополнительный риск».

По данным исследования, почти 80% респондентов не проходили обучения по вопросам противодействия взяточничеству и коррупции. При этом лишь одна треть опрошенных полагает, что принятая в их организациях политика по борьбе со взяточничеством содержит четкие указания в отношении того, какие действия необходимо предпринимать в той или иной ситуации.

Более трех четвертей опрошенных полагают, что члены совета директоров обязаны нести личную ответственность за выявленные факты мошенничества, взяточничества и коррупции в их организациях. Кроме того, 77% опрошенных заявили, что регулирующие органы должны активизировать работу по снижению риска корпоративного мошенничества, взяточничества и коррупционных действий.

Как показывают результаты исследования, сотрудники полагают, что профессиональная честность позволяет достичь больших успехов в бизнесе. По мнению 75% опрошенных, этичное поведение несет в себе ощутимые коммерческие преимущества. При выборе работодателя несомненное предпочтение отдается компаниям, известным своим серьезным отношением к соблюдению этических норм. При этом 45% респондентов отметили, что не хотели бы работать в компании, вовлеченной в крупное судебное разбирательство по делу о взяточничестве или коррупции.

«Более 62% украинских респондентов не хотели бы работать в компании, вовлеченной в судебное разбирательство по делу о взяточничестве и коррупции, — отмечает руководитель отдела услуг в области расследования мошенничества и содействия в спорных ситуациях в Украине Елена Исаева. — Этот результат — один из наивысших в Европе и свидетельствует о гораздо более высоких ожиданиях сотрудников в Украине от своих компаний в вопросах противодействия коррупции и мошенничеству».

По ее мнению, эффективные меры в этой области позволят компаниям не только улучшить отношения с контрагентами и регулирующими органами, но и повысить свою популярность в качестве работодателя.

Опрос был проведен в 25 европейских странах. В нем приняли участие более 2 300 человек (от рядовых сотрудников до руководителей высшего звена).

Более трети европейцев готовы давать взятки