Более половины работающих россиян недовольны оценкой | HR Center

Больше половины сотрудников российских компаний не видят заслуги начальства в своем развитии и не удовлетворены тем, как ценят и вознаграждают их усилия на работе, — таковы данные международного исследования Kelly Services. Эксперты считают этот результат положительным.

Треть сотрудников в России (33%) убеждены, что самой важной характеристикой, отличающей хорошего руководителя, является проницательность, т. е. умение четко различать цели и предвидеть проблемы. 22% ставят на стиль руководства, 19% — умение формировать коллектив и работать в команде, пишут в исследовании специалисты Kelly Services.

Исходя из наличия этих и других качеств, сотрудники в России оценивают своего начальника в среднем на 6,5 балла по 10-балльной шкале. Это средний мировой показатель, в большей степени свидетельствующий об удовлетворенности руководством: высший балл — 7,0 — получили руководители в Индии и Канаде, меньше всех довольны своими боссами итальянцы — 5,8.

При этом большая часть работников в России заявили, что не ощущают вклада руководства в собственное развитие: 52% респондентов ответили отрицательно на вопрос «Хорошо ли поработал руководитель на ваш будущий успех?». Только 30% согласились с положительной ролью начальства в их карьере, еще 18% затруднились ответить определенно.

«То, что треть ответивших признала позитивное влияние руководителя на собственную карьеру, — очень хороший результат, — считает Роман Иванов, старший партнер консалтинговой компании Formatta. — Значит, руководители замечают правильных людей и дают им развиваться. В целом же у нас большинство людей вообще плохо понимают, кто такие менеджеры и чем они занимаются. Так что 52% — вполне предсказуемы».

По словам Иванова, роль руководителя в карьерном росте сотрудника чрезвычайна важна. Не более 5% людей могут пробиться и построить карьеру самостоятельно, несмотря ни на что. Остальные, не менее талантливые и перспективные, нуждаются в руководителе, который их заметит, поддержит, поделится опытом, подтолкнет, а иногда и вовсе даст волшебный пендель для ускорения карьеры.

Однако 57% российских работников недовольны тем, как их усилия ценят и вознаграждают на работе. Как следствие, 53% опрошенных с высокой долей вероятности не стали бы рекомендовать своего текущего работодателя друзьям и коллегам.

В качестве трех главных причин не делать этого сотрудники указали плохую рабочую обстановку (27%), стиль руководства (22%) и отсутствие карьерного продвижения (17%).

«Смены в стилях управления мы пока не наблюдаем, все зависит от отдельно взятого руководителя, индустрии, корпоративной культуры и конкретного случая», — говорит Наталья Кукалец из ГК «Анкор».

Кукалец считает, что оценить руководителя и сделать выводы относительно его профессиональной экспертизы и личных качеств, понять, будет ли он вдохновлять на профессиональные достижения и рост, человек может еще на этапе прохождения интервью.

Любопытно, что каждый третий сотрудник, опрошенный Kelly Services в России, охарактеризовал стиль руководства в своей компании как доверительный — 36%. 18% описывают стиль руководства как властный, а 13% и вовсе считают его деспотичным. «В России исторически складывался более жесткий, властный стиль общения между начальником и подчиненным, и такой результат приятно удивил исследователей», — признается Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services CIS.

Смена стиля управления с авторитарного на доверительный — это тенденция развития российских компаний, отмечает Иванов. Руководители стали все больше разговаривать с подчиненными и вовлекать их в обсуждение решения задач. «Если прежде руководитель лишь ставил задачи, требовал исполнения и ругал за ошибки, то сейчас он понимает, что единолично не до конца может увидеть все альтернативы решения задачи, ему нужна команда, которая помогает развивать бизнес и принимать взвешенные решения», — говорит эксперт.

Однако Иванов видит в этом и обратную, негативную, сторону: выстраивая излишне доверительные отношения, менеджеру легко заиграться и потерять инициативу.

Более половины работающих россиян недовольны оценкой