Более половины (59%) работников российских компаний испытывают психологическое давление со стороны своего начальства, причем треть — практически каждый день (36%), утверждают специалисты службы исследований компании HeadHunter, опросив с 1 по 7 февраля 3351 человека.
Треть (34%) опрошенных считает, что начальство, используя давление, пытается самоутвердиться. Столько же уверены, что прессинг — обычный инструмент любого начальника (30%).
В свою очередь 72% руководителей признались, что действительно оказывают психологическое давление на подчиненных. Чаще всего объясняют это тем, что прессинг — способ держать все под контролем. Однако, судя по результатам опроса, «под давлением» подавляющее большинство работников начинают думать о перспективах увольнения. И лишь треть из тех, на кого оказывается давление, активизируются и стараются работать эффективнее.
С большинством работодателей согласен замгендиректора компании Exclusive Personnel Александр Казаков. Он уверен: «В нашей системе нельзя иначе. Ведь что греха таить, большинство людей привыкли работать ради денег, формально отсиживая рабочее время». На его взгляд, контролировать эффективность работы каждого, жестко привязывая материальное вознаграждение к результатам работы, в нашей системе просто невозможно. «У нас не практикуется почасовая оплата, а просчитать эффективность некоторых работников зачастую просто невозможно, учитывая характер работы, — утверждает Казаков. — Вот и приходится работодателю поддерживать агрессивную среду внутри компании, чтобы компания выжила в агрессивной внешней конкурентной среде».
«Психологическое давление на работника ни к чему хорошему не приведет», — уверена Татьяна Готлиб, ведущий консультант «Экопси консалтинга». Она предостерегает работодателей, что подобные неконструктивные действия способны демотивировать сотрудника: понизить его самооценку, вызвать тревогу, мешающую исполнению прямых обязанностей, спровоцировать зависть, обиду на коллег, как следствие — привести к конфликтам в коллективе. Впрочем, по мнению Готлиб, начальнику никогда не мешает предъявить работнику конкретные обоснованные претензии и предложить тому совместно найти способы решения проблемы.