Украинский рынок труда демонстрирует признаки кризиса — работодатели ищут тех, кого можно обучать прямо в процессе работы, но и платить таким работникам стремятся меньше. На этом фоне весьма привлекательной рабочей силой становятся молодые выпускники и студенты.
Об этом сообщили представители исследовательского центра Международного кадрового портала hh.ua. По их словам, в 2012 году заметно снизились требования к опыту специалистов. Если раньше основная группа вакансий была с пометкой «опыт работы — не менее 3-6 лет», то в 2012 году значительно выросло количество предложений для тех, кто проработал всего 1-3 года, а то и меньше. И первый квартал 2013 года продолжил эту тенденцию.
«Динамика роста вакансий в 2012 году говорит о том, что спрос на студентов растет быстрее, чем спрос на любых других работников. Таким образом, это дополнительные возможности трудоустройства для студентов, которые не могут похвалится существенным опытом работы. Количество вакансий для молодых специалистов выросло в 2012 году и продолжает расти сейчас. Многие работодатели ценят в работниках не столько опыт работы, сколько энергичность и инициативность соискателей, связывая эти качества с молодостью», — отмечают аналитики.
При этом большинство вакансий для студентов относится к профессиональным областям: маркетинг, реклама и PR; туризм, гостиницы, рестораны; наука, образование; продажи.
По данным рекрутеров, одной из самых востребованных профессий является менеджер по продажам. Эта сфера широко открыта для студентов, но с нюансами. Например, вакансии в сфере страхования для студентов и молодых специалистов, по сути, предполагают работу менеджера по продажам на самоокупаемости — работа за бонус.
В то же время, если средняя зарплата по рынку, по прогнозам 2012 года, увеличится на 10-15% (по данным Ernst&Young), то студентам никаких повышений в 2013 году, по прогнозам экспертов, ожидать не приходится.
Вместе со спросом, растет и конкуренция на студенческом рынке труда. По данным рекрутеров, среди студентов и работников без опыта работы наивысшая конкуренция на рынке труда: показатель в 5,7 (почти 6 кандидатов на одну позицию). Большинство студентов хотят работать в сферах «Финансы, Банки, Инвестиции» (более 11% всех резюме), «Административный персонал» (10,9%), «Маркетинг, Реклама, PR» — 10,3%, «Продажи» -9,78%, «Информационные технологии, Интернет, Мультимедиа» — 8,46%. А меньше всего кандидатов на вакансии в сферах «Добыча сырья» (0,61%) и «Медицина, Фармацевтика» (1,08%).
Аналитики отметили, что подавляющему большинству опрошенных (90,4%) так или иначе приходится совмещать работу и учебу. Самые популярные способы — заочное обучение (40%), работа с гибким графиком (34%) или с частичной занятостью (21%). Самые популярные мотивы работы во время учебы — получения профессионального опыта и обеспечение дополнительных расходов. Только 16% приходилось полностью обеспечивать свое обучение и проживание, совмещая работу и учебу.