Сотрудникам предприятий газового холдинга разослали Кодекс корпоративной этики с требованиями к внешнему виду и правилами общения по телефону

В филиалы и дочерние предприятия ОАО «Газпром» в начале мая был разослан новый внутрикорпоративный документ, в котором прописаны требования к внешнему виду сотрудников, нюансы общения с коллегами и даже требования по ведению телефонных переговоров. Исходя из Кодекса корпоративной этики (есть в распоряжении «Известий»), обладателям усов придется их аккуратно подстригать, а женщинам — избегать яркого макияжа. Кроме того, сотрудникам запрещается находиться на рабочем месте в верхней одежде и головных уборах.

Как рассказал «Известиям» источник в госкомпании, данный документ предназначен для сотрудников сети филиалов и предприятий «Газпрома» по России.

— Для головного офиса есть общий документ, в Москве строгая дисциплина, а на местах страдает, в связи с этим и вводятся дресс-коды и правила общения друг с другом, — подчеркнул собеседник издания.

В пресс-службе газового холдинга «Известиям» пояснили, что основной документ не менялся, в прошлом году был утвержден Кодекс корпоративной этики ОАО «Газпром». Он распространяется на сотрудников головной компании. Кодекс закрепляет корпоративные ценности и определяет основанные на них и принятые в «Газпроме» наиболее важные правила делового поведения.

— На базе этого документа дочерние общества могут принимать собственные кодексы корпоративной этики с учетом специфики своей деятельности, — сообщили в управлении информации ОАО «Газпром». — При разработке Кодекса корпоративной этики ОАО «Газпром» учтены общепринятые нормы корпоративной и деловой этики, а также опыт лучших российских и зарубежных практик корпоративного управления.

Основные требования кодекса для региональных отделений достаточно просты: сотрудников просят быть вежливыми и обходительными с коллегами даже в конфликтных и спорных ситуациях, не обращаться друг к другу на «ты» при посторонних, не навязывать другим свою точку зрения, терпимо относиться к критике и не давать обещаний, которые не могут быть выполнены.

Отдельная глава документа посвящена правилам общения по телефону.

«Недопустимо использование жаргонных выражений и вульгаризмов. Рекомендуется тщательно следить за произношением чисел, имен собственных и согласных букв», — говорится в кодексе.

Отвечать на поступающие звонки сотрудники газового холдинга должны после первого же сигнала телефона. А вот долго звонить не подходящему к телефону абоненту не стоит: «Нежелательно продолжать вызов, если вызываемый абонент не ответил после четвертого гудка», — подчеркивается в документе.

Звонки коллегам или деловым партнерам после 22.00 допустимы только в том случае, если они совершаются по предварительной договоренности.

Особое внимание в документе уделено внешнему виду работников «Газпрома». Для офисных сотрудников приемлем только деловой стиль, а для рабочих производственных отделений — чистая фирменная униформа.

«Макияж и маникюр у женщин не должны быть яркими. Мужчины должны быть выбриты либо иметь аккуратно подстриженные усы/бороды», — сказано в кодексе газового холдинга.

Документ регламентирует и вид рабочих столов сотрудников. Все документы в конце рабочего дня должны быть убраны в ящики и шкафы, а на столе могут находиться только комнатные растения, личные фотографии и небольшие сувениры без фирменной символики (кроме символики ОАО «Газпром»).

В других крупных компаниях из смежной сферы «Известиям» рассказали, что и у них существуют внутренние корпоративные правила. Однако в основном они более лаконичны и содержат меньшее количество требований.

— У нашей компании есть Кодекс корпоративной этики, но там не прописан дресс-код для сотрудников, не регламентирован вид рабочего места и т.д. Вводить настолько подробный нормативный акт мы не собираемся, нам вполне удается работать без этого, — пояснили в руководстве компании «Русснефть».

Советник президента компании «Стройтрансгаз» Виктор Отт заявил «Известиям», что у них не собираются вводить документ, жестко регламентирующий внутреннюю политику.

— В этом нет никакой необходимости, мы же не в армии. Есть вопросы гораздо более значимые, чем внешний вид сотрудников, — пояснил он.

В кодексе ОАО «Лукойл» также нет никаких пожеланий по внешнему виду работников или правил, регламентирующих состояние рабочих мест сотрудников. В кодексе этой компании указаны лишь правила по работе с инвесторами, коллегами, акционерами и госорганами. В документе общими словами прописаны общие положения: ни в коем случае нельзя допускать утечку информации за пределы компании, проявлять грубость или игнорировать пожелания акционеров, содействовать продвижению в компании друзей или родственников и т.д.

Чуть более подробные требования прописаны в кодексе Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС): запрещено появление на рабочем месте в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, неуважительное отношение к коллегам, любые проявления коррупции и хищений. Также компания трепетно относится к своей символике.

«Не допускается пренебрежительное отношение к символике компании и использование фирменной одежды и атрибутики неподобающим образом», — сказано в кодексе ФСК ЕЭС.

— В последнее время формализация рабочего процесса происходит во многих крупных фирмах, так легче контролировать сотрудников и управлять ими, — рассказывает директор по исследованиям компании HeadHunter Глеб Лебедев. — Для холдингов вроде «Газпрома» это практически необходимый шаг. Другое дело, что работники, как правило, реагируют на такие изменения негативно.

Доцент кафедры общего и стратегического менеджмента Высшей школы экономики Илья Томорадзе также полагает, что подобный кодекс не будет воспринят сотрудниками «Газпрома».

— Это попытка привить организационную культуру, но такие вещи должны идти изнутри, а не навязываться искусственным образом. Один документ не изменит долгий внутренний процесс развития компании, — рассуждает эксперт. — У этого кодекса есть шанс стать очередной формальностью, про которую все забудут.

По словам специалистов, в крупных иностранных компаниях также принято регламентировать все сферы рабочих отношений. В основном это касается стран юго-восточной Азии, где трудовые будни крупных корпораций зачастую начинаются с исполнения корпоративного гимна.

В «Газпроме» запретили яркий макияж и неподстриженные усы