Количество ДТП с участием сотрудников фармацевтический компании Abbott сократилось на 30% после старта проекта по безопасному движению «Сатурн» в 2012 г. Когда легковой автопарк Abbott увеличился до 1300 автомобилей, которыми в основном пользуются медицинские представители компании (непрофессиональные водители), в компании всерьез задумались о соблюдении стандартов безопасного вождения.

В Abbott отрицают, что задача программы — сокращение издержек на содержание и ремонт автопарка, и утверждают, что главная цель — здоровье и безопасность сотрудников, повышение уровня осведомленности о жизненной важности соблюдения основных принципов безопасного вождения и снижение аварийности в российском филиале компании.

Прохождение тренингов по безопасному вождению строго обязательно для всех сотрудников компании в России, которые пользуются корпоративными автомобилями для выполнения служебных обязанностей, поясняет Татьяна Понюшенко, директор по персоналу компании Abbott в России. Все новые сотрудники проходят тест-драйв, а затем дважды в год практические занятия по безопасному вождению. «Если же сотрудник попадает в аварию, его непосредственный руководитель обязан провести с ним поставарийный тренинг, чтобы понять причины аварии и призвать сотрудника изменить поведение за рулем для предотвращения аварий в будущем», — рассказывает Понюшенко.

Улучшение навыков безопасного вождения включили даже в личный план развития сотрудников, пользующихся корпоративным автопарком.

Говорить о затратах на проведение программы и сокращении издержек на автопарк в Abbott отказываются и подчеркивают, что не думали об экономической эффективности. «Для нас важно, что проект по безопасному вождению уже воспринимается в компании не как краткосрочная инициатива, а как часть нашей корпоративной культуры», — считает Понюшенко.

Помимо того что высокая аварийность так или иначе ведет к дополнительным расходам на обслуживание автомобилей, она еще и непосредственно влияет на эффективность работы сотрудников, которые пользуются корпоративными автомобилями, считает Игорь Куликов, директор автопарка DHL Express в России. Кроме того, любой брендированный автомобиль привлекает к себе внимание на дороге и некорректное поведение водителя самым негативным образом отражается на репутации бренда.

В российском автопарке 3М около 300 легковых автомобилей, доступных сотрудникам, чья работа связана с регулярными посещениями клиентов или частыми служебными поездками, рассказывает администратор автопарка Сергей Мартынов. Однако за руль корпоративного авто в 3М пускают только тех, кто предоставит медицинскую справку и сможет успешно пройти обязательное внутреннее тестирование навыков вождения.

Помимо традиционных для корпоративных программ тренингов по безаварийному вождению в 3М действует наиболее внятная программа поощрений и наказаний для сотрудников. Раз в год в случае отсутствия документально оформленных повреждений автомобиля в результате ДТП сотрудник получает возможность оборудовать свое авто дополнительными опциями: установить видеорегистратор, навигатор, багажный бокс и т. п.

Штрафы за нарушения ПДД автомобилями из автопарка компании самостоятельно оплачивают и сотрудники DHL Express. Это мотивирует многих быть внимательнее на дороге, особенно в связи с повышением размера штрафов в последние годы, отмечает Куликов. Примерно раз в квартал компания устраивает для сотрудников тренинги по изменениям в правилах дорожного движения.

Не экономит компания на технологических новинках для предотвращения аварий, даже если их использование недостаточно эффективно с экономической точки зрения, признает Куликов. В частности, с 2012 г. все легковые автомобили, закупаемые компанией, оборудованы системой, которая оповещает о потенциально опасных ситуациях и передает на сервер информацию о характере вождения.

В компании «Мишлен» политика безопасности сотрудников за рулем касается не только водителей корпоративных автомобилей (дирекция, коммерция, штат региональных технико-коммерческих представителей), но и всех сотрудников компании, управляющих собственными транспортными средствами. При управлении автомобилем, по словам представителя компании Надежды Арзуманян, «Мишлен» обязывает каждого сотрудника не только строго соблюдать правила дорожного движения и скоростной режим, но и находиться за рулем не более девяти часов в сутки, делать 15-минутные перерывы как минимум каждые два часа поездки.

Но главную борьбу «Мишлен» ведет с любителями вести за рулем разговоры по мобильному телефону. Этому вопросу даже посвятили серию специальных тренингов не только для водителей, но и для всех сотрудников офиса. И разъяснили правила. Сотрудники офиса должны убедиться, что тот, кто им звонит, или тот, кому они звонят, не управляет транспортным средством. Если управляет, то прервать беседу, перезвонить или предложить перезвонить при остановке в специальном месте. Водителям, в свою очередь, запрещено осуществлять исходящие звонки при управлении ТС и без соответствующей гарнитуры отвечать на входящие звонки. С использованием гарнитуры можно ответить, но не вести долгих переговоров, а перезвонить, чтобы продолжить беседу только во время остановки в специальном месте.

Хотя в «Мишлен» признаются, что нарушения, к примеру, использования мобильной связи за рулем или непрерывного вождения более двух часов не отслеживают и водителей-нарушителей не наказывают, статистика подтверждает эффективность. За четыре последних года парк «Мишлен» увеличился на 43%, при этом количество обращений в страховые компании снизилось на 15%.

Если раньше подобные программы распространялись только на профессиональных водителей и были частью охраны труда, то в последние годы они все чаще становятся частью корпоративной культуры больших компаний, комментирует Дмитрий Першаков, директор сервиса охраны труда компании «Бизнеслэнд».

Эффективность расходов на подобные программы посчитать практически невозможно, считает Першаков. Таких методик нет. Но, безусловно, повышая культуру безопасного вождения, компания косвенно снижает и свои затраты на автопарк.

Компании доплачивают сотрудникам за соблюдение правил дорожного движения