Средним классом считают себя не только «белые воротнички» | HR Center

По результатам социологического опроса, проведенного исследовательским центром рекрутингового портала superjob в РФ, 37 % представителей экономически активного населения относят себя к среднему классу.

Рассуждая о принадлежности к этому классу, большинство респондентов ставили во главу угла размер своего дохода, покупательную способность и наличие материальных благ. Наибольшее число респондентов, относящих себя к среднему классу, приходится на группу опрошенных с зарплатой от 35 000 до 45 000 руб. в месяц – 40 %.

В Европе и Америке средний класс – это граждане старше среднего возраста с солидным стажем работы и значительными накоплениями. В России же молодежь до 24 лет идентифицирует себя со средним классом чаще, чем представители старшего поколения (от 45 лет) – 41 % против 35 %.

Какое место занимает средний класс в служебной иерархии? Средним классом себя сегодня в России может назвать и топ-менеджер. Основные его представители – «белые воротнички» и руководители среднего звена. Среди респондентов, относящих себя к среднему классу, 40 % – сотрудники, выполняющие в основном интеллектуальные функции: специалисты, менеджеры, служащие, 20 % – начальники отделов, 17 % – представители топ-менеджмента, 7 % – руководители компаний (в основном небольших). 6 % опрошенных, считающих себя средним классом, трудятся на рабочих должностях, 8 % – в качестве обслуживающего персонала. Их характеризует профессиональная состоятельность и компетентность, уверенность в своих силах и завтрашнем дне, стабильность, в т. ч. финансовая.

Еще одним мерилом принадлежности к среднему классу на Западе является хорошее образование. К сожалению, в этом РФ за последние десятилетия серьезно себя дискредитировала. О принадлежности к среднему классу студенты вузов, нередко находящиеся на обеспечении родителей, говорят чаще дипломированных специалистов, уже столкнувшихся с суровыми реалиями рынка труда (39 % и 37 % соответственно).

Не относят себя к среднему классу 39 % опрошенных. Чаще всего подобное мнение высказывают представители старшего поколения (44 %). Но не все, кто отказался себя признать средним классом, придерживаются столь пессимистичного настроения: 42 % россиян с доходами выше 45 000 руб. в месяц полагают, что уже шагнули на следующую ступень классовой иерархии «выше среднего».

Число россиян, не считающих себя средним классом, с 2009 г. снизилось на 10 п. Пять лет назад не смогли причислить себя к среднему классу 49 % опрошенных. Затруднились определить свое место в общественном устройстве 24 % россиян, это на 10 п. выше, чем пять лет назад.

Исследование проводилось 23–27 апреля 2014 г. Выборка составила 3 000 респондентов.

www.superjob.ru

Средним классом считают себя не только «белые воротнички»