Рекрутеры международной компании BBDO, которая специализируется на рекламных услугах, в прошлом году объездили Долину и исследовали корпоративные принципы Google, Facebook, Airbnb и Zappos. Как в этих компаниях нанимают людей и за что увольняют, чем балуют и как работают с ними? Ответы на эти вопросы исследователи изложили в презентации.

Средняя зарплата в Долине составляет $100 000 и растет ежегодно минимум на 5%. Инженер тут зарабатывает в среднем $130 000 (в остальных штатах около $80 000). Бонусы в Долине составляют минимум 13%, в остальных штатах около 8%. Но поощряют айтишников в Калифорнии не только деньгами.

Компания Facebook была основана в 2004 году, а уже к 2011 году число штатных сотрудников достигло 2000 человек, а к 2014 – 11000 человек. Преимущественно в Facebook нанимают разработчиков. Компания сотрудничает с 18 университетами, регулярно проводит talks — мероприятия, на которых HR-менеджеры и лучшие из инженеров компании общаются с новичками. Также в компании проводят пять хакатонов в год.

Кандидаты в процессе найма проходят четыре интервью: два на умение программировать, одно для анализа опыта и еще одно — анализ поведения и «командности». Испытательного срока в Facebook нет, вместо этого есть такое понятие как «кампус» — если сотрудника берут на работу, он 6-8 месяцев обучается, после чего может самостоятельно выбрать для себя проект или команду.

Каждую пятницу в 17:00 основатель и СЕО компании — легендарный Марк Цукерберг выступает перед сотрудниками — это сильно подстегивает боевой дух команды. А еще в компании еженедельно поздравляют тех, кто работает в Facebook более шести лет — такая вот интересная традиция.

Сотрудникам Facebook дают много свободы: KPI они назначают себе сами, как и задачи. Каждый сам решает, чем бы хотел заниматься. Менеджер имеет право согласиться/не согласиться или откорректировать планы сотрудников. Два раза в год проводится проверка эффективности сотрудника. Если он плохо выполнил свой шестимесячный план, его увольняют. В Facebook не дают второго шанса.

В Facebook быстро нанимают и быстро увольняют — здесь действует срочный трудовой договор, который могут расторгнуть в любой момент. Увольняют преимущественно за плохую работу или раскрытие конфиденциальной информации. Был случай, когда сотрудник, используя внутренние ресурсы, влез в личную переписку своей жены, чтобы уличить ее в измене. Когда «преступление» раскрылось, ему сразу указали на дверь.

Третья по популярности причина — сексуальные домогательства.

Льготы и компенсации

  • Полное медицинское страхование за счет компании.
  • Среда – день удаленной работы. Сотрудники могут не приезжать в офис, а работать из дома или любого удобного места.
  • Бонусы два раза в год, процент от зарплаты. Размер бонусов завязан на показателях компании и личных показателях сотрудника, но не больше определенного уровня.
  • Через три года работы в компании сотрудник начинает получать опционы.
  • Бесплатное питание (кафе, снеки, чай, кофе и т.д.).

В 2009 году в Google работало 19835 человек, в 2011 – уже более 32000, а в 2014 – 55000 человек. Попасть на работу в Google — огромная честь. В компанию присылают 2 млн резюме в год, менее 1% кандидатов принимают на работу. При этом 60% сотрудников попали в компанию по рекомендации. За каждую рекомендацию хорошего специалиста Google платит $4000 (около $2000 после вычета налогов), а за замещение самых сложных позиций — до $10 000.

Здесь исповедуют культуру свободы от строгих правил и отсутствие бюрократии. Для оценки кандидата на должность в компании используют термин Googliness (гугленность) — это то, насколько человек доброжелательный, позитивный и приятный. При этом рекрутер задает себе вопрос «Хотел бы я застрять в аэропорту с этим человеком на несколько часов?», который уже успел стать знаменитым.

В Google существует принцип «Everyone is just one coffee away from you» (каждый человек находится на расстоянии чашки кофе от тебя): если ты попал на работу в Google, даже на самую низшую должность, значит ты априори крут и можешь в любой момент пригласить на кофе любого сотрудника компании, вплоть до Ларри Пейджа или Сергея Брина. Они не могут отказать.

Оценка сотрудников проходит раз в квартал. Каждый сотрудник сам предлагает себе цели на год, а в конце четверти менеджеры оценивают прогресс. Кстати, сотрудник не может сам попросить повышения — только менеджер решает, когда его время пришло.

Для оценки сотрудников используется система OKR – objectives vs key results, все документируется в электронной системе, строится кривая производительности человека, и это учитывается при выплате бонусов. Система оценки пятибалльная — если сотрудник набирает меньше 3.0, он не получает бонус. Процент бонуса зависит от уровня: вначале разбивка дохода 70 на 30, а со временем уже 30 на 70. Все зависит от выполнения плана сотрудником и компанией.

Чаще всего сотрудников из Google увольняют за низкую производительность, но в компании работает программа «Второй шанс». Менеджеры вместе с сотрудником думают, что может сделать компания, чтобы человек мог работать лучше, и дают возможность начать все с чистого листа.

Льготы и компенсации

  • Оплата учебы сотрудников
  • Покрытие расходов на образование детей
  • Парк автомобилей — сотрудники могут воспользоваться служебным авто в собственных целях не более чем на 4 часа в день
  • 27 кафетериев, фрукты, чай-кофе на этажах
  • Выездные «переговорные» (эдакие велосипеды на 5-6 человек, в которых можно спокойно общаться по пути куда-либо)
  • Спортивный зал, бассейн в любое время рабочего дня
  • 20% времени на личные цели и стремления

Собеседование в Zappos проходит в формате «Клуб одиноких сердец». Это фуршеты под музыку, на которых HR-менеджеры общаются с кандидатами в неформальной обстановке. После найма человек проходит четырехмесячный Boot Camp —  это обучающая программа погружения в культуру компании и работу. По окончанию этого периода основатель Zappos Тони Шей предлагает новичку выбор: «$2000 и пошел прочь или оставайся и будь частью семьи Zappos». В компании уверяют, что с момента основания Zappos случаев, когда человек выбрал деньги, было всего три.

Сотрудники компании могут оформить свое рабочее место, как им заблагорассудится. Один парень, воспользовавшись такой возможностью, даже поставил себе кровать. При этом в Zappos исповедуют принцип тесной дружбы в коллективе. Там есть внутренний рейтинг на знание сотрудниками друг друга. Человеку могут показать фотографию коллеги и спросить, как его зовут, чем он занимается и т.д.

У компании Zappos, пожалуй, самый внушительный список «плюшек» для сотрудников:

  • Награды и признание – не только за то, что требует компания, но и за личные достижения
  • 10% времени можешь заниматься личными делами
  • Раз в месяц можно дать $50 коллеге за достижение или в благодарность за что-то
  • Максимально полная страховка, оплата 50% стоимости страховки членам семьи, 24-часовой доступ к врачу для вопросов по телефону, программы по ведению беременности, лечение от бесплодия, ортодонтическое лечение
  • Программы по управлению стилем жизни сотрудника: оплаченные тренеры, диспансеризация в офисе, классы личного развития
  • Фитнес в офисе, спортивные соревнования в офисе, программа по управлению весом, бары и рестораны здорового питания
  • Льготы усыновителям, пенсионные планы, оплаченные листы по беременности и родам для женщин и для молодых отцов
  • Комната для отдыха, сна и библиотека, комнаты матери и ребенка
  • Консьерж-служба, которая принимает на себя личные задачи сотрудников — сдает вещи в химчистку, оплачивает коммунальные услуги и т.д.
  • Возмещение транспортных расходов, эргономические станции для подзарядки автомобиля
  • Скидки для сотрудников
  • Гибкие рабочие часы
  • Накопительные планы для получения дополнительного образования
  • Программы управления ипотечными кредитами

Компания Airbnb настолько быстро растет, что в день нанимают до 50 человек. Неудивительно, что рекрутеры постоянно работают в авральном режиме — трудно все это быстро и качественно облечь в систему. Поэтому руководство сформулировало основные ценности, по которым оценивают кандидатов. Основной принцип выражается в девизе «Мы даем людям возможность работать на самих себя».

За всю историю компании из Airbnb уволилось 67 человек. А еще компания проводит чаты у камина, в которых принимают участие эксперты в различных сферах, чтобы поделиться с сотрудниками своим опытом и мудростью. От генеральных директоров до музыкантов.

Льготы и компенсации

  • Медицинские услуги мирового уровня
  • Ежедневные обеды и перекусы
  • Культура постоянного развития
  • Здоровая рабочая среда
  • Ежегодный бонус на путешествие
  • Компенсация расходов на транспорт — $100 в месяц
  • Отпуск по уходу за ребенком до четырех месяцев (редкость в США)
  • Отгулы
  • Время на работу вне офиса и «счастливые часы»
  • Оплачиваемое волонтерство.
  • $500 в квартал каждому сотруднику на путешествие c Airbnb

http://ain.ua

 

Как нанимают и за что увольняют в Airbnb, Facebook, Google и Zappos