Что делать если, коллега доводит до белого каления: разбираем 4 конфликтные ситуации | HR Center

В любом рабочем коллективе среди коллег обязательно найдется тот, кто раздражает вас неимоверно. Изо дня в день необъяснимая (или вполне определенная) неприязнь отравляет жизнь и порой не дает сконцентрироваться на текущих делах, но приходится учиться сосуществовать и примиряться. Пытаться изменить мир не всегда правильно — иногда эффективнее убрать причину раздражения правильными самонастройками. О них нам рассказали эксперты: практикующий психолог Юрий Сударкин и системно-семейный арт-терапевт Оксана Голуб.

ПРОСТО АНТИПОД

Запах парфюма, манера жестикулировать и смеяться, тембр голоса — человек одним своим присутствием выводит вас из себя. Это не объяснить кому-то постороннему: из-за подобных мелочей у цивилизованного человека обычно не должно возникать желания «крепко подержать за горло». Это просто природная несовместимость, что-то на уровне феромонов и биополей, и смена духов не поможет.

КАК ТУТ БЫТЬ. В первую очередь ищите источник раздражения другим человеком в себе. Мы все разные: при несовпадении внутренних темпоритмов (коллега медлительный, а вы — человек-молния) в одном рабочем пространстве одного выворачивает наизнанку от заторможенности напарника, а другого — от суетливости. Чтобы побороть раздражение без вреда себе, примите убеждение: люди не обязаны вписываться в ваши представления о них. Спокойно задумавшись об этом, вы вдруг поймете, что и сами можете обладать совершенно специфическими особенностями в манере поведения и общения. Как только уверенность в собственном совершенстве пройдет, градус накала серьезно снизится.

«ГЛУПЦЫ» ВОКРУГ

Вы четко понимаете, чем сотрудник вас бесит. Он любит трепаться о личных неурядицах, постоянно деструктивно жалуется, поучает окружающих на предмет здорового образа жизни или ношения натуральных мехов, категорически не сходится с вами во взглядах на жизнь. И ежедневно вас так и подмывает указать глупцу — а в этом вы свято уверены — что он несет нелепицу, но приходится молчать и раздражаться.

КАК ТУТ БЫТЬ. Постарайтесь максимально дистанцироваться от такого человека: просить его не делать того, что вас раздражает, — путь к ссоре. Но при этом поймите, что это раздражение просто демонстрирует ваше истинное внутреннее состояние. Если коллега просто бухтит, а вы беситесь, проблема не в нем, а в ваших «тараканах». Раздражение в этой ситуации — форма активно сдерживаемого гнева, и психолог начал бы «лечить» именно его и обиду как первоисточники. Если же кто-то пропагандирует античеловеческие ценности, то гнев и раздражение будут нормальной реакцией. Выплескивать эту эмоцию на окружающих не нужно. Но выход ей дать все же стоит: порвите бумагу, поломайте карандаши и т.п.

ОТКУДА НЕ ЖДАЛИ

Вы два года знали Нину Петровну как вполне милую сотрудницу, но когда встал вопрос, кому поручить спецзадание или выделить внеочередную премию, она вдруг полила всех грязью в борьбе за выживание. Или выпила на корпоративе, начала сплетничать и высказывать, что и о ком думает. Мило болтать с бухгалтершей теперь выше ваших сил.

КАК ТУТ БЫТЬ. Все люди вокруг нас — незнакомцы, даже если мы знаем их 50 лет. И они постоянно меняются. Колесо постоянно вращается. Не крутитесь в нем — найдите свою основу, свой центр, свой смысл жизни, если хотите. Может, именно раздражение и подведет вас к пониманию, что, возможно, другие люди и их косяки для вас почему-то важнее, чем вы сами. Помните: чаще всего мы сами строим в воображении портреты людей, а разочарование в них — лишь крушение наших иллюзий. Перестаньте дорисовывать нимбы — никто не идеален.

АНТИПАТИЯ & ЗАВИСТЬ

Коллега всегда приветлива, умеет флиртовать и шутить, а я нет. У секретарши все в жизни гладко и муж — глава правления, а у меня — дворник. Светочка с ресепшена говорит по-английски и танцует сальсу, а моя мечта заниматься танцами упирается в тысячу преград. На ее фоне расцветает комплекс неполноценности, и смотреть на чужие успехи невыносимо.

КАК ТУТ БЫТЬ. Может, вам, чтобы заглушить внутреннюю пустоту жизни, приходится цепляться за жизни других? И злиться при этом — на коллегу или на самого себя? Тогда срочно займитесь самосовершенствованием, а параллельно искренне (без надежды позлорадствовать) любопытствуйте, как живется сотрудникам. Вы ведь видите только внешнее, а все внутреннее у людей скрыто. И проблем, и бед, и боли у них не меньше-не больше, чем у остальных.

ЛИДЕРА ВОССТАНИЯ ПРОЩЕ УВОЛИТЬ

«Руководство и HR-отдел обычно не остаются равнодушными к войнам в коллективе, — говорит руководитель отдела в рекрутинговом агентстве ГК Golden Staff Виктория Бабан. — Они все замечают и реагируют. Логично, что накопившиеся проблемы отражаются на атмосфере, проявляются агрессия, нетерпимость. Это сказывается на качестве работы, время уходит на обсуждение нерабочих моментов, а энергия — не на повышение эффективности, а на умножение негатива». Поговорите с фигурантами конфликтов, выясните причины и объясните возможные последствия, рекомендует эксперт директорам. Может, человеку надоела работа и его можно замотивировать переводом на другой участок. «Когда люди ощущают свою ценность для компании, эмоциональное напряжение, как правило, уменьшается, — объясняет она. — Если же проблему не удается решить, то конфликтного сотрудника лучше уволить: он может поднять волну недовольства и настраивать персонал против компании, распространяя нехорошие настроения. Зачем держать потенциального лидера восстания?».

segodnya.ua

 

Что делать если, коллега доводит до белого каления: разбираем 4 конфликтные ситуации