Российские компании получают большую отдачу от инвестиций в персонал, чем западные. По результатам очередного ежегодного исследования эффективности системы управления персоналом эксперты Pricewaterhouse Coopers (PwC) пришли к выводу, что главным конкурентным преимуществом любой компании является человеческий капитал. И поэтому приоритетом для руководства предприятий должна стоять задача повышения его эффективности.

Эксперты отмечают, что акционеры и потенциальные собственники заинтересованы не только в стабильных финансовых результатах, но и в детальной информации о том, какими средствами они были достигнуты. Другими словами, вопросы, которые они должны задавать себе, выглядят так: возможен ли дальнейший рост, каковы преимущества компании и потенциальные риски, связанные с персоналом, что особенно важно в современных экономических условиях, когда компании стремятся достичь баланса между сокращением затрат и удержанием наиболее ценных работников.

Итак, результаты исследования, проведенного в 2009 году, показали, что компании, работающие в России, в среднем обгоняют своих европейских коллег по такому показателю, как отдача от инвестиций в персонал. Согласно данным исследования PwC, в России на каждый доллар, инвестированный в персонал в виде вознаграждения, получено было 2,7 доллара. Этот показатель почти вдвое выше европейского. Более того, последние годы значение этого показателя растет. Сейчас, правда, из-за кризиса довольно сложно предсказать, продолжится ли этот рост, отмечают эксперты.

Еще один плюс, отмечают они, полученное значение свидетельствует не только о росте производительности труда, но и о росте финансовых показателей компаний в первой половине 2008 года. По расчетам экспертов, объем выручки компании в расчете на одного сотрудника, работающего на полной ставке, вырос почти на 20 процентов по сравнению с данными предыдущего исследования, проведенного в 2007 году, и достиг 265 тысяч долларов. Что опять-таки намного выше европейских показателей — 244 тысячи долларов.

При этом, отмечают авторы исследования, среднее значение общих затрат компании в расчете на одного сотрудника на полной ставке также увеличилось более чем в два раза и составило 217 030 долларов, сравнявшись с европейскими показателями.

Снизилась текучесть персонала по всем категориям сотрудников до уровня 22,4 процента. Хотя этот показатель незначительно отличается от уровня 2007 года, но здесь Россия сильно отстает от Европы, где текучесть персонала составляет всего 16 процентов. Причем, отмечают эксперты, результаты остались практически на уровне 2007 года, несмотря на кризисные сокращения в компаниях, произошедшие в период с января по октябрь 2008 года.

И, наконец, инвестиции в обучение и развитие персонала выросли в среднем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2007 года и составили 202 доллара на сотрудника. Это притом что произошел значительный рост стоимости одного часа обучения, которая достигла 17 долларов (ранее стоимость составляла 8 долларов). А вот в Европе из-за кризиса, напротив, наблюдается значительное сокращение инвестиций.

Авторы исследования пришли к выводу, что российские компании стали больше внимания уделять вопросам управления персоналом. Так, увеличилось число компаний, стратегия в области управления человеческим капиталом которых зафиксирована в официальных документах, и у сотрудников есть возможность с ней ознакомиться. Эксперты насчитали 74 процента таких компаний против 41 процента в 2007 году. Кодекс корпоративного поведения существует уже у 87 процентов компаний против 50 процентов в 2007 году. И, наконец, отмечают эксперты, в российских компаниях стали чаще проводить исследования удовлетворенности персонала. Количество компаний, которые не проводят такого анализа, сократилось с 49 процентов в 2007 году до 9 процентов.

www.hrm.ru

PwC: главное конкурентное преимущество любой компании — человеческий капитал