Есть загадка, которую не может разгадать даже председатель Федеральной резервной системы США Бен Бернанке (Ben Bernanke): если американская экономика быстро растет, почему она не создает рабочие места?
Отчет о занятости в марте, который будет опубликован в пятницу, может еще больше запутать картину. Экономисты, опрошенные Reuters, высказали противоречивые прогнозы: один из них ожидает роста на 400 тысяч рабочих мест (самого большого за десятилетие), тогда как другие полагают, что возможен даже небольшой спад их количества. В среднем они предсказывают увеличение числа рабочих мест на 190 тысяч, и это будет лишь второй месяц роста занятости с момента начала рецессии в декабре 2007 года и самый большой прирост с марта того же года.
Согласно прогнозам, прирост будет преимущественно в государственном секторе, благодаря проводящейся раз в десятилетие переписи населения, для которой требуются сотни тысяч временных работников. Хотя эта работа хорошо оплачивается ($22 в час в Сан-Франциско; $11,75 в Эймсе, Айова), она длится лишь несколько месяцев.
Бернанке и его коллеги по американскому Центробанку прекрасно понимают, что перепись исказит данные, и предупреждают, что безработица, скорее всего, останется в районе 10% в течение всего нынешнего года.
ФРС и экономисты пытаются найти ответ на более общий вопрос: почему во время последней рецессии рынок труда сократил 8,4 млн. рабочих мест. Хотя спад был очень глубоким, рост безработицы превысил даже самые пессимистические прогнозы, сделанные на основе моделей, соотносящих экономическую ситуацию и занятость.
Бернанке предложил два возможных объяснения. «Одно сводится к тому, что рецессия, вероятно, была глубже, чем мы думали, — заявил он, отвечая на вопрос одного из конгрессменов на прошлой неделе. — Второе заключается в том, что рост производительности был больше, чем мы ожидали, когда компании смогли сократить свои штаты и при этом сохранить объемы производства».
Первая гипотеза получила подтверждение, когда один из штатных экономистов ФРС, Джереми Нейлуэйк (Jeremy Nalewaik) опубликовал статью, содержащую предположение, что главный критерий экономического роста США, валовой внутренний продукт, недооценил глубину рецессии и переоценил скорость восстановления экономики. По его мнению, менее известный критерий, валовой внутренний доход, дает более точную оценку бизнес-цикла. ВВП, измеряя размеры экономики, ориентируется на расходы, тогда как ВВД оценивает их по доходам.
Если судить по ВВД, американская экономика начала сокращаться в 2007 году, а не в 2008, как показывает ВВП. По критерию ВВД экономический ост не возобновился в четвертом квартале 2009 года.
Если ВВД действительно является более точным измерительным инструментом, есть основания думать, что занятость скоро начнет расти. Данные, опубликованные в прошедшую пятницу, показали, что в четвертом квартале ВВД вырос на 6,2% в годовом исчислении, а по темпам роста обогнал ВВП, выросший на 5,6%.
Этим можно объяснить и рост безработицы, продолжающийся спустя восемь месяцев после того, как ВВП указал на возобновление роста экономики. Рост занятости обычно отстает от экономического роста, и если поворот цикла произошел в октябре, а не в июне, роста занятости можно ожидать в ближайшее время.