В исследовании КПМГ приняла участие 41 компания, в том числе банк «Русский стандарт», «Бритиш американ тобакко» (ВАТ), ИК «Велес капитал», «Вимм-билль-данн», «Капитал страхование».
«Столь низкий показатель продвижения сотрудников может быть вызван сокращением затрат на персонал в 2008-2009 гг., однако в долгосрочной перспективе отсутствие карьерного роста может негативно сказаться на мотивации персонала, особенно если речь идет о ключевых сотрудниках компании, — сетует Алевтина Борисова, руководитель группы услуг по управлению персоналом КПМГ в России и СНГ. — Но в первом полугодии 2009 г. новыми должностями могли похвастать не более 1,5% сотрудников». Самый низкий показатель продвижения по службе за год был на производстве (1,3%), самый высокий — в банковском секторе (8,3%), уточняют в КПМГ.
Замедление темпов очевидно, говорит Павел Безручко, генеральный директор «Экопси консалтинга». До кризиса повышение по службе в течение года могли получать 20-30% от общего количества сотрудников, отмечает он. Впрочем, по его словам, в производстве продвигают существенно меньше, чем, например, в финансовой отрасли или консалтинге. Компании осторожничали и стремились минимизировать затраты, объясняет он эту тенденцию. «Наиболее ценных сотрудников, чьи компетенции являются для бизнеса критичными, кризис мало затронул. Человек, на котором многое держится в компании, найдет работу в любое время», — размышляет Безручко. Впрочем, по его словам, ему известны компании, которые агрессивно продвигали людей, опасаясь, что в нестабильное время сотрудники могут начать метаться, рассылать резюме на всякий случай и конкуренты могут воспользоваться этим и предложить им более интересные условия работы.
В региональных подразделениях компании Teleperfomance Russia число сотрудников, получивших повышение, в кризисный год увеличилось, рассказала директор по персоналу Наталья Варгина. Компания разработала и внедрила специальную программу Jump, нацеленную на обучение, повышение квалификации и стажировку агентов в смежных подразделениях. В 2008 г. 28% сотрудников получили новую должность или повысили собственную профессиональную категорию, в 2009 г. этот показатель достиг 45%, а за первые пять месяцев 2010 г. уже составил 37%.
А вот в компании Unilever в России, на Украине и в Белоруссии никаких значительных изменений в политике по продвижению сотрудников в 2009 г. не произошло. Бизнес Unilever продолжает демонстрировать уверенный рост, что предоставляет людям возможности развиваться и двигаться вверх по карьерной лестнице, комментирует Томас Лауман, директор по персоналу служб продаж и маркетинга компании Unilever в России, на Украине и в Белоруссии.
В кризис на карьерную политику в компаниях действовали два разнонаправленных вектора, говорит Сергей Пятенко, гендиректор экономико-правовой школы ФБК. В условиях снижения финансовых показателей возможности карьерного роста были ограничены. С другой стороны, продвижение по службе оставалось едва ли не единственным рычагом для повышения мотивации сотрудников.