Только треть российских работников заметили, что их компания извлекла какие-то уроки из рецессии.
Во время экономического спада немало менеджеров оптимистично заявляли, что кризис – это не так уж плохо: он помогает компаниям избавиться от ненужных расходов, пересмотреть стратегию, найти новые резервы и инструменты развития. А изменения на рынке труда, мол, заставляют работников переоценить свое положение в компании, мобилизовать все силы, изменить свою жизнь.
Правда, в кризисной суматохе мало кто верил в эти идеи, и как выяснилось, неспроста. Портал SuperJob.ru опросил 1800 работников и выяснил, что только 16% расценивают кризис как благо. По их мнению, кризис помог их компании усилить свои позиции. А треть работников говорят, что для их компании нелегкие времена стали школой жизни: они смогли оценить эффективность менеджмента в критических ситуациях и возможность бизнеса подстраиваться под новые условия.
С личной стороной дела тоже ничего хорошего: лишь немногих кризис обошел стороной (9%), другие отмечают, что за множеством негативных моментов ничего хорошего и не заметили (32%).
Кое-кому удалось провести нелегкие времена не зря. Одни смогли пересмотреть свои расходы и научились экономить. Другие даже научились зарабатывать. Некоторые углубились в психоанализ: им кризис помог разобраться в своих мыслях и желаниях, избавиться от иллюзий, научил разбираться в людях. Но тех, кто смог изменить свою жизнь к лучшему, – единицы. Они теряются на фоне большинства, которое не вынесло из кризиса ничего, кроме негатива. Возможно, ряды оптимистов смогут пополнить те, кто на этот раз затруднился с ответом (18%): для некоторых из них кризис еще не закончился.