Противостояние французских профсоюзов, выступающих против пенсионной реформы, и президента Николя Саркози вступило в решающую стадию. Демонстранты вновь используют тактику, обеспечившую успех не одной революции: они захватывают вокзалы и аэропорты, а также нефтехранилища.
Французские компании уже понесли многомиллиардные убытки. Власти, хотя и перенесли в очередной раз окончательное голосование по реформе, уступать не намерены.
Сенат Франции в среду отложил итоговое утверждение пенсионной реформы до тех пор, пока депутаты не обсудят почти 300 внесенных ранее поправок. Впрочем, и сами парламентарии, и аналитики рассчитывают, что законопроект будет утвержден сенатом в начале следующей недели.
Профсоюзы, однако, все еще надеются, что закон принят не будет. Руководитель Всеобщей конфедерации труда (CGT) Бернар Тибо вчера призвал к новой заба¬стовке, которая должна стать «как можно более крупной». Единствен¬ная надежда Николя Саркози и правительства — начинающиеся в ближайшие дни школьные каникулы, во время которых молодежь, активно принимающая участие в демонстрациях и поджогах, разъедется по домам.
«Французский народ горячий и бурный, и, кроме того, согласно последним данным, около 71% граждан поддерживают действия профсоюзов», — сказал РБК daily политический советник CGT Пьер Котаз. По его словам, профсоюзы намерены идти до конца и организовать уже седьмую по счету всеобщую забастовку, которая состоится предположительно 28 октября. Он отметил, что во Франции уже были прецеденты отмены даже принятых законов из-за масштабных протестов населения. Так, в 2006 году под давлением профсоюзов был отменен утвержденный закон о трудовой молодежи.
Акции протеста длятся уже не одну неделю. В среду утром около 500 участников акции протеста блокировали международный аэро¬порт Марселя, являющегося одним из важнейших транспорт¬ных узлов. Марселю, впрочем, и без того приходилось нелегко — из-за бессрочной забастовки мусорщиков на улицах города скопилась куча отходов.
Не первый день по всей стране на работу не выходят сотрудники нефтяных и газовых терминалов, что вместе с блокадой ряда хранилищ бензина уже поставило Францию на грань транспортного коллапса. Министр внутренних дел Брис Ортефе признал, что существуют трудности с распределением топлива. Генеральный директор Ассоциации химиче¬ской промышленности Франции Жан Пелен заявил газете The Daily Telegraph, что из-за протестов отрасль потеряла уже около 1 млрд евро, а каждый новый день обходится еще минимум в 100 млн.
Пять дней длится забастовка сотрудников аэропортов и авиадиспетчеров столичных аэропортов, принесшая авиакомпании Air France — KLM убытки в размере 25 млн евро из-за отмены множе¬ства рейсов. Железнодорожники не выходят на работу еще дольше — десять дней, и их протесты уже стоили перевозчику SNCF около 200 млн евро.
Реформа об увеличении пенсионного возраста с 60 до 62 лет ударила и по имиджу г-на Саркози. Согласно опросам, проведенным французскими СМИ 15—16 октября, когда протесты только начались, количество доверяющих президенту упало до рекордно низкого уровня за три года — 30%.
Акции протеста против урезания правительством бюджетных расходов проходили в этом году во многих странах — Греции, Испании, Германии. Но нигде, даже в Греции, они не принимали таких масштабов, как во Франции. По словам аналитика Центра европейской политики Сотирии Теодоропулу, греки протестовали не так активно, поскольку осозна¬ли, что их страна находится на грани банкротства. А вот французы готовы продолжать борьбу, так как экономическая ситуация в их стране представляется не настолько тяжелой. «Главная задача французского правительства — не просто принять пенсионную реформу, но и изменить структуру занятости, сделать ее более подходящей для пожилых людей», — сказала РБК daily г-жа Теодоропулу.