По закону, каждый имеет право на труд независимо от половой принадлежности. Однако нередко компании ищут на конкретные позиции работников определенного пола.
Служба исследований HeadHunter выясняла, почему так происходит в ходе опроса представителей компаний, зарегистрированных на сайте hh.ru.
Как свидетельствуют результаты опроса, 88% HR-менеджеров имели опыт подбора кандидата определенного пола. По словам 40% HR-менеджеров, они регулярно ищут кандидатов мужчин или женщин, а 51% опрошенных сталкиваются с такими заказами время от времени. Примечательно, что HR-менеджеры ищут кандидатов обоего пола в равной степени, поэтому сказать, что чаще ищут мужчин или, наоборот, женщин, нельзя. 12% рекрутеров никогда не сталкивались с такими заказами.
Чаще всего кандидата определенного пола ищут потому, что от него требуются специфические качества, свойственные только мужчинам или исключительно женщинам. Например, к истинно мужским качествам рекрутеры относят физическую силу, выносливость и, как ни странно, аналитический склад ума. А к чисто женским — усидчивость, кропотливость, внимательность, аккуратность, исполнительность и, что немаловажно, бесконфликтность. Также в «плюсы» у мужчин попало умение убеждать и «приятный мужской голос», а у женщин — гибкость, хитрость и внешняя привлекательность.
По словам 42% опрошенных, вести отбор кандидатов по половому признаку их вынуждала специфика коллектива, в котором впоследствии придется работать соискателю. Симпатии и антипатии, прихоть со стороны заказчика являлись причинами целенаправленных поисков у 21% рекрутеров.
75% опрошенных HR-менеджеров отметили, что в их компании есть позиции, на которые они берут исключительно мужчин. Примерно столько же набирают в свою компанию женщин на исключительно «женские» места.
Чаще всего мужчин принимают на позиции, требующие хорошей физической подготовки и силы. Как правило, на такие места требуются «синие воротнички» — представители рабочих профессий — охранники, водители, грузчики, монтажники и пр.
Треть HR-специалистов подбирают на руководящие позиции в своей компании исключительно кандидатов мужского пола. А 29% менеджеров по персоналу отдают предпочтение мужчинам на позиции, в которых важно иметь выдержку и обладать немалой долей стрессоустойчивости.
На какие же позиции HR-специалисты подбирают исключительно женщин? В случае если открытая вакансия подразумевает кропотливую работу, требующую исполнительности и четкого выполнения требований начальства, то в большинстве компаний на такую позицию будут искать женщину. Дамы также пользуются хорошим спросом в должностях, где высокую роль играет привлекательность, внешний вид, умение себя преподать. Как правило, это офис-менеджеры, официанты, где-то менеджеры по работе с клиентами.
По словам 35% опрошенных, они подбирают женщин с хорошими коммуникативными качествами на места, где важным требованием является умение расположить к себе собеседника.
По словам 61% HR-специалистов, разница между мужчинами и женщинами при приеме на работу есть. По наблюдениям рекрутеров, на одной и той же позиции молодые люди рассчитывают получать большую зарплату, нежели девушки. Четверть опрошенных уверены, что, при трудоустройстве, для мужчин перспективы карьерного роста важнее, чем для женщин.
Некоторые респонденты заметили, что на собеседовании женщины с опасением интересуются переработками, а мужчины без проблем соглашаются на ненормированный рабочий день. Стоит отметить, что дамы более педантичны при обсуждении социальных благ, чем молодые люди. Более придирчивы женщины и к бытовым условиям в офисе, в то время как мужчины этим практически не интересуются.
Опрос проведен службой исследований HeadHunter с 1 по 8 марта 2011 года среди 600 представителей компаний, зарегистрированных на сайте hh.ru.