По словам 11% россиян, разница в возрасте является одной из причин конфликтов на работе, утверждают специалисты службы исследований компании HeadHunter, опросив с 25 августа по 1 сентября 5842 сотрудников компаний, зарегистрированных на сайте hh.ru.
Судя по ответам респондентов, в коллективах, где средний возраст перевалил за 40, конфликты случаются чаще, чем в молодых, где средний возраст меньше 30 лет.
Чаще всего молодежь возмущают придирки старших коллег в их адрес — об этом заявили 52% респондентов младше 30 лет, 49% раздражает так же несговорчивость и негибкость в принятии решений, 43% — использование «отцами» устаревших методик, а 24% огорчены «неосведомленностью коллег старшего возраста в отношении элементарных вещей». Почти половина (47%) «отцов» недолюбливают «детей» за неопытность, почти треть (31%) — за некомпетентность, столько же — за беспринципность.
В то же время 61% молодых специалистов ценят старшее поколение за солидный опыт, которому можно поучиться, а 40% — за грамотность и компетентность. 26% работников старшего возраста отметили, что им легко работать с молодежью, потому что они креативные и инициативные, а 28% похвалили работоспособность современной молодежи.
89% молодых работников компаний (до 30 лет) отметили, что чувствуют себя вполне комфортно в команде со старшими коллегами (более 40 лет). В то же время 11% признались, что им сложно находить общий язык с сотрудниками старшего возраста. 94% работников старшего и пожилого возраста (более 40 лет) сказали, что в целом им вполне комфортно работать с молодыми коллегами.
«Самое сложное — управлять одновозрастным коллективом и коллективом одного пола», — считает Марк Розин, президент «Экопси консалтинг». По его наблюдениям, в чисто женских коллективах больше склок и интриг, в чисто мужских — гипертрофированного соперничества, молодежные же коллективы часто впадают в детство. Но труднее всего, по мнению Розина, управлять именно сотрудниками в возрасте: среди них больше людей амбициозных, обидчивых, негибких и консервативных, но при этом они действительно обычно имеют большой опыт и более высокую квалификацию. Особенности таких коллективов заключаются в том, что люди в возрасте, как правило, склонны соблюдать иерархию, не умеют, в отличие от молодых коллег, решать возникающие конфликты быстро и с юмором. Старшие, по его мнению, мыслят работу важной частью своей жизни, тогда как молодые относятся к ней «легче» и, как следствие, менее лояльны работодателю.
«Самое лучшее, что можно сделать руководителю, которому достался зрелый коллектив, — разбавить его эффективными молодыми людьми», — советует Розин. На его взгляд, трудно представить ситуацию, в которой по каким-то причинам это сделать нельзя. «Если менеджер вынужден работать с сотрудниками старшего возраста, то он может выбрать и следовать одной из двух стратегий. Первая — учитывать психологические особенности своих подчиненных, акцентироваться на дисциплине, ответственности, правилах. Вторая стратегия — несомненно, более трудная, — самому стать источником изменений, называть друг друга на “ты” и без отчества, пытаться расшевелить сотрудников, убедить их в необходимости развиваться, меняться, быть гибче, терпимее, — советует Розин. — В этом могут помочь как креативные стратегические сессии, так и сильные неформальные отношения между руководителем и сотрудниками».