Наступает эпоха перемен на рынке труда. Работа – глобальна. Несмотря на широкий смысл, вкладываемый в понятие «работа», как например, «сознательная целесообразная деятельность, направленная по создание материальных и духовных ценностей», характер и масштабы этой деятельности существенно различаются не только в зависимости от региона и отрасли, но также в зависимости от социально-экономических и демографических аспектов, образования, профессии и квалификации.
Никогда прежде не было такого большого количества видов деятельности и точки зрения содержания – отраслей, профессий, функций; так и формы – постоянные контракты, режим гибкого времени, трудоустройство через агентство, самозанятость и предпринимательство.
Казалось бы, для работника наступают лучшие времена — его безопасность и благополучие возглавляют списки приоритетов работодателей. И все же естественным остается вопрос относительно будущего: «Каковы перспективы и возможности моей трудовой деятельности, моей профессии, моей отрасли, меня лично на рынке труда?» Это заставляет работодателей задуматься о смещении фокуса с рабочей среды, рабочего времени, функций и даже заработной платы на формирование ценностей, бизнес-этики и необходимости придания смыслового содержания работе не как процессу, но его результатам.
Мы полагаем, что эти времена только начались. Рынок меняется. Гибкость (Flexibility) – новая мантра рынка труда, которая имеет множество значений – от «уступчивости» до «широких возможностей». Она требует нового образа мыслей и другого способа действий. CV работников перестанут быть линейными. Работники будут перемещаться по карьерным лестницам вверх и вниз – и это будет нормальным явлением в ответ на изменение требований работодателей и функционирования самой бизнес-среды. Работодатели также столкнутся с новыми вызовами: будет необходимо найти работника, обладающего не только нужным компании набором компетенций и навыков, но и правильным отношением к работе. Борьба за таланты в меняющейся экономике будет усугубляться сложной демографической ситуацией на территории всей Европы. Adecco, являясь мировым экспертом на рынке труда, понимая и принимая вызовы новой экономики, предлагает кандидатам и клиентам лучшие решения и информационную поддержку для поиска ответов на вопросы будущего уже сегодня!
Гибкий график рабочего времени Среди исследованных компаний 43% предоставляют своим работникам возможность управлять своим рабочим времен. При этом среди них, наиболее популярной формой является гибкий график, в том числе подразумевающий смещение рабочих часов (67%). Предоставляют возможность выполнять служебные обязанности вне офиса (из дома, например) 22% работодателей. По 16% — готовы сокращать рабочую неделю за счет увеличения продолжительности рабочего времени в другие дни, и предоставлять плавающие смены рабочим. Оба последних варианта, на наш взгляд, достаточно сложны с организационной точки зрения.
Возраст сотрудников компании На фоне демографического кризиса важно понимать, какова ситуация с возрастом сотрудников на сегодняшний момент времени. Результаты исследования показывают, что в целом средний возраст сотрудников достаточно невысок, особенно для уровня среднего и высшего звена. Примечательна разница между российскими и иностранными компаниями – максимальный возраст сотрудников иностранных компаний выше, чем в российских (за исключением менеджеров высшего звена). Наиболее значительна разница в возрастах руководителей среднего звена и специалистов – 7-8 лет. Эти люди составляют профессиональный базис бизнеса, и очевидна разница в подходах к управлению.
Работа с молодым поколением Программы привлечения молодых специалистов имеют 30% и 38% компаний — российских и иностранных соответственно – это не очень значительная доля на фоне обостряющейся демографической ситуации. В Москве молодым работникам компании готовы платить абсолютно рыночную заработную плату, однако разница в уровне оплаты труда между российскими и иностранными компаниями весьма значительна.
Общее число участников: 82 компании Сфера деятельности участников: 32% — производство товаров промышленного и бытового назначения, 42% — оптовая и розничная торговля, дистрибуция, 26% — услуги физическим и юридическим лицам. Тип капитала: 30.4% — российские компании, 69.6% — иностранные компании География: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург Общее число сотрудников компаний-участников – 18 831.