Мобильность — признак нашего времени и одно из ключевых требований работодателей к современным специалистам. Но в этом понятии кроются как шансы, так и опасность.
Сегодня не только в Германии компании отдают предпочтение специалистам, проявляющим гибкость в выполнении заданий, готовность к частным командировкам и даже смене места жительства из-за работы. Но это требование, в первую очередь затрагивающее молодое поколение сотрудников, связано как с шансами карьерного роста, так и вредом для здоровья.
Как показал репрезентативный опрос, проведенный Институтом социальных исследований YouGov по заказу немецкого информационного агентства dpa, 48 процентов жителей Германии, то есть почти каждый второй готов упаковать свои вещи и отправится на другой конец страны ради выгодной должности. А примерно четыре человека из десяти без долгих раздумий уехали бы даже за границу в случае привлекательного предложения.
По данным исследователей, различия во мнениях в основном зависят от возраста. Наиболее мобильными оказались, конечно же, молодые люди. «Когда человек молод, он должен быть готов приложить усилия, чтобы найти хорошую работу», — объясняет глава исследовательского института YouGov Хольгер Гайслер журналистам dpa.
И молодые люди это понимают: среди опрошенных в возрастной категории от 18 до 24 лет три четверти согласны на переезд. А среди людей в возрасте от 45 до 54 лет — только 44 процента.
Любопытно, что мужчины чаще готовы проявить гибкость. Из них 57 процентов согласны переехать жить в другое место, если там работа будет лучше. И лишь 39 процентов опрошенных женщин пошли бы на эту меру.
Сегодня мобильность — неотъемлемая часть трудовых будней для многих специалистов. «Люди становятся все более мобильными, — говорит Энцо Вебер, ученый из нюрнбергского Института исследования рынка труда. — Чтобы убедиться в этом, стоит только взглянуть на переполненные поезда! Мобильность — не только требование работодателей, но и стремление самих сотрудников». Такова цена сохранения баланса между карьерой и семьей.
Но ежедневное преодоление больших расстояний, постоянное ощущение пребывания в пути могут отразиться на здоровье. Проанализировав данные за 2012 год, немецкие больничные кассы АОК и Techniker Krankenkasse пришли к выводу, что длительность пути от дома до работы прямо пропорциональна числу пропущенных по болезни дней. У того, кто долгое время добирается до места работы, риск психических расстройств на 20 процентов выше.
Социолог Герлинде Фогль, один из кураторов исследовательского проекта «Мобильность и работа», утверждает, что почти 45 процентов работающих немцев относятся к категории так называемых «маятников». Число тех, кто ежедневно преодолевает более 50 километров ради работы, начиная с 90-х годов прошлого столетия постоянно растет. На поездку в одну сторону они тратят в среднем по 74 минуты, и так пять дней в неделю.
«Маятниками» становятся представители все большего числа профессий и должностей, — подчеркивает социолог из Фонда имени Ханса Бёклера, близкого к немецким профсоюзам. — Сегодня, например, никого не удивит, если бухгалтер отправляется за рубеж, чтобы объяснить сотрудникам дочерней компании, как работает новая компьютерная программа».
По словам исследователя, раньше командировка была инструментом поощрения, за ней нередко следовало повышение по службе. Сегодня же деловые поездки стали нормой. А кто не готов постоянно бывать в разъездах, должен иметь серьезную причину для отказа. «Не случайно в трудовых договорах сегодня нередко даже не указывается постоянное место работы», — отмечает Герлинде Фогль.
Она критикует такую политику работодателей, не позволяющую выбирать, хочет человек оставаться мобильным или нет. «Например, инженер в начале своей карьеры ездит в командировки, набирается опыта, повышает свою квалификацию. Когда он обзавелся семьей и не хочет больше далеко и надолго уезжать, он мог бы работать на месте: обучать новых сотрудников, передавать свой опыт. Но работодатель не разрешает. И инженеру не остается ничего другого, как искать другое место работы. Получается, что теряют от этого и молодые сотрудники, и компании», — комментирует социолог.