Бюджетный кризис в США обошелся в $24 миллиарда, но, по сравнению с ценой высокой безработицы, это просто копейки, утверждает экономист Джордж Перри из Brookings Institution.
Из-за безработицы американская экономика не досчиталась порядка $800 млрд: такова разница между потенциальным и реальным выпуском экономики США, согласно «закону Оукена».
В основе закона Оукена лежит циклическая зависимость между ростом экономики и рынком труда.
На «слабом» рынке труда люди быстро отчаиваются, перестают искать работу и покидают рынок его. Циклическое сокращение занятости не приводит к соответствующему росту безработицы.
Циклическая динамика выпуска на одного работника также сократит влияние динамики ВВП на уровень безработицы. Это связано с тем, что циклическое сокращение рабочих мест происходит за счет высокопроизводительных отраслей экономики, например, обрабатывающей промышленности.
Во всех секторах экономики фирмы испытывают циклические колебания выпуска на одного работника. Это связано с тем, что часть рабочих мест не зависит от уровня выпуска, они нужны, чтобы фирма функционировала. Компании предпочитают не сокращать рабочих, меняя количество рабочих часов в неделю – это своего рода способ избежать сокращения рабочих мест.
Джордж Перри попытался применить модифицированный «закона Оукена» к современной американской экономике.
За два года до Великой рецессии уровень безработицы составлял 4,6%. Можно считать, что это уровень полной занятости. Во II квартале этого года безработица была на 3 п.п. выше этого значения.
В таком случае разница между реальным и потенциальным выпуском составляла примерно 6% ВВП. Это $800 млрд.
Согласно другим оценкам, безработица сейчас на 5%, или на 7,4 млн человек, выше уровня полной занятости. А это значит, что возможность для дальнейшего стимулирования спроса сохраняется. Этим должны руководствоваться политики при принятии решений о бюджете и программе количественного смягчения.