По данным рекрутинговой компании Antal Russia количество вакансий в секторе B2B за последние два месяца увеличилось в два с половиной раза по сравнению с началом года. Рекрутинговая активность связана как с развитием новых направлений бизнеса, так и с выходом на Российский рынок новых компаний, стремящихся занять ниши, освободившиеся после ухода с рынка компаний, не переживших последствий экономического спада. Кроме того, в области «бизнес для бизнеса» начинает развиваться принципиально новый для России сектор – консалтинговые услуги по соблюдению норм Киотского протокола.
«Только за последние два месяца мы сопровождали 4 стартапа химических компаний, — рассказывает Евгения Ланичкина, руководитель направления «B2B» рекрутинговой компании Antal Russia. — В декабре и феврале компании практически не набирали новый персонал, меняли стратегии и просчитывали возможные шаги. В марте и апреле работодатели уже имели четкое видение и делились своими планами по набору новых сотрудников с рекрутерами. В мае и июне мы наблюдали резкое увеличение числа вакансий по сравнению с предыдущими месяцами».
B2B компании взялись за «голову» и «руки»: наибольшим спросом пользуются менеджеры высокого уровня на позиции генерального директора, управляющего директора, директора по продажам, которые способны вести успешное антикризисное управление. Кандидаты на такие позиции должны иметь опыт планирования бюджета и просчета рисков, а также должны быть готовы принять на себя финансовую ответственность. Вторая категория особенно востребованных кандидатов – рядовые менеджеры по продажам.
«Многие компании оптимизируют штат и меняют сотрудников на более эффективных, — комментирует Евгения Ланичкина. – С января по апрель 70% проектов, которые мы вели, были именно проектами по замене персонала. К примеру, если, в прошлом году компания могла иметь двух сейлз менеджеров, то теперь ей выгоднее найти сильного управленца на позицию директора по продажам, отвечающего за стратегию, просчет рисков и привлечение самых прибыльных клиентов, который возьмет к себе в подчинение одного продавца-исполнителя. Но уже сейчас 60% наших проектов – это подбор сотрудников на новые вакансии».
Наибольший спрос на менеджеров среднего и высшего звена наблюдается среди компаний, занимающихся поставкой сырья и ингредиентов для пищевой промышленности, где нужны технологи и менеджеры по продажам, а также в компаниях, которые производят упаковочные материалы. На рынок выходит большое количество компаний в области химической промышленности, а также компаний, производящих пластики, представительство которых начинается с одного человека уровня директора по продажам, который будет подбирать команду.
Высока рекрутинговая активность в аграрном и животноводческом бизнесе, где открыты вакансии уровня управляющего компании или управляющего региональной сетью, при этом многие компании предпочитают рассматривать в качестве кандидатов иностранных менеджеров. Кроме того там востребованы «полевые сейлзы».
Спрос на новых сотрудников среди компаний, производящих и продающих медицинское оборудование, остается стабильным. Им, как и раньше, нужны директоры и менеджеры по продажам, менеджеры по маркетингу с опытом продвижения аналогичного оборудования, а также сервисные инженеры.
Последний тренд в секторе B2B – развитие консалтинговых компаний, оказывающих услуги по соблюдению производственными компаниями экологических норм Киотского протокола, к осуществлению которого готовится Россия, а также услуги по разработке проектов Совместного Осуществления и системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. Основные игроки находятся на стадии передела рынка и активно ищут людей, компетентных в этой области, а также людей с опытом управления проектами по внедрению или модернизации систем качества на производстве на топ-менеджерские позиции.
«Консалтинговые услуги по соблюдению норм Киотского протокола — это совсем новый рынок, но за последние три месяца мы уже завершили несколько проектов по поиску управленцев в этой сфере. Потребность в специалистах здесь уже сейчас высока и будет только расти», — говорит Евгения Ланичкина.
На рынке продажи производственного оборудования сейчас затишье: если в прошлом году из всего объема вакансий в секторе B2B, по данным Antal Russia, 70% составляли вакансии в этой области, то теперь их около 30%.
«Производственные компании предпочитают не закупать новое оборудование, а ремонтировать и модернизировать старое, — поясняет Евгения Ланичкина. — В связи с этим многие компании стремятся сделать сервисный департамент прибыльным направлением бизнеса, и особенно востребованными становятся кандидаты на позиции сервисных инженеров, а также after sales специалистов».
По прогнозам консультантов Antal Russia, стоит ожидать увеличения вакансий в автомобильной промышленности, а именно в области производства и продажи компонентов для автомобилей.
«Сейчас активность наблюдается в северо-западном регионе, — рассказывает Евгения Ланичкина, — За последние несколько недель у нас уже появилось несколько проектов по поиску менеджеров по продажам и менеджеров проектов по производству для западных компаний. По нашим прогнозам спрос на таких людей начнет заметно расти примерно через полгода».
По данным пресс-релиза Antal Russia