Западные компании устанавливают гендерный баланс | HR Center

Представительства западных компаний в России пытаются регулировать долю женщин в руководстве. К улучшению показателей такая практика приводит далеко не всегда, подсчитали исследователи.

Всего за несколько месяцев доля женщин в российском представительстве Microsoft заметно возросла. Если пару месяцев назад женщины составляли 24% штатного состава представительства, то в начале августа — уже 28%, гордится Владимир Химаныч, директор департамента по работе с персоналом российского подразделения компании. Да и в совете директоров представительства доля женщин достигла трети, уточняет он. Для российской отрасли IT/телеком это очень неплохой показатель. По его оценке, доля женщин в руководстве российских IТ-компаний значительно меньше.

Рост этого показателя в Microsoft произошел за счет недавних назначений. Только в июле 2009 г. пост руководителя департамента по работе с крупными клиентами и партнерами заняла Ирина Козлова, а Наталья Болдырева стала директором департамента стратегических проектов. Оба назначения внутренние. Козлова около года проработала руководителем отдела по работе с крупными финансовыми организациями и международными компаниями Microsoft, а Болдыреву повысили с позиции менеджера по маркетинговому планированию. К увеличению доли женщин в руководстве в российской Microsoft стремятся не по собственной инициативе. Рекомендации о соблюдении гендерного баланса, и в частности о привлечении в компанию большего числа женщин, прописаны во внутреннем меморандуме, который ежегодно обновляется головным офисом, рассказал Химаныч. В основе стремления к гендерному балансу лежат не только соображения равенства полов, но и логика бизнеса: «Около 50% потребителей наших продуктов и решений — женщины. Диверсифицированные команды наиболее успешны».

«В компании Hewlett-Packard действует программа Diversity & Inclusion (разнообразие персонала и предоставление равных возможностей), ее цель — постепенно повышать долю женщин среди сотрудников компании», — рассказал Оуэн Кемп, вице-президент HP и гендиректор ее российского представительства. По его словам, в 2009 г. доля женщин в регионе ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка) превысила 40%. Всего в этом регионе в HP работает 42 000 человек. В российском HP женщины занимают лишь треть штатных позиций.

Регулировать долю женщин в руководстве российских компаний официально вряд ли получится. «Установление подобной квоты работодателем скорее всего будет расценено как дискриминация в сфере труда в соответствии со ст. 3 ТК РФ», — полагает Роман Ларионов, юрисконсульт компании «Гарант».

Кемп из HP уверяет, что никакой дискриминации нет: права мужчин никто и не думает ущемлять. Химаныч из Microsoft поясняет: жестких указаний нет, нужно лишь, чтобы в списке кандидатов на любую позицию была женщина. Окончательное же решение зависит исключительно от профессиональных качеств, уточняет он.

В российских компаниях вопросам гендерного баланса уделяют гораздо меньше внимания. «Мне безразличен пол сотрудника — важно, чтобы он был эффективен на своем месте», — категоричен Дмитрий Сыромятников, заместитель гендиректора, директор по персоналу Сибирской угольной энергетической компании. — Любое деление по гендерному или расовому признаку порождает дискриминацию». В головном офисе СУЭК мужчин и женщин и так примерно поровну, а в регионах ни о каком балансе и речи быть не может: на угледобыче женщинам запрещено работать по закону, пояснил Сыромятников.

Влиянием числа женщин в руководстве компаний на их работу интересуются и серьезные исследователи. В 2008 г. Даниэль Ферейра и Рене Адамс из Лондонской школы экономики и Австралийской школы бизнеса Квинслендского университета проанализировали влияние гендерного состава на результаты работы советов директоров 1500 компаний, информация о которых содержится в ежегоднике Standard & Poor’s Board Performance and Board Pay: The Structure and Compensation of Boards of Directors at S&P 1500 Companies.

База данных, с которой работали исследователи, содержала информацию о возрасте, стаже, профессиональном статусе, аффилированности, а также дисциплинированности 24 820 директоров. Женщин среди них оказалось 8,12%, или, если быть точным, 2012 человек.

Оказалось, что женщины более дисциплинированы и дисциплинируют директоров-мужчин. Но частота сменяемости топ-менеджеров оказывается тем выше, чем больше женщин в совете директоров. Женщины держат подчиненных на более коротком поводке, утверждают исследователи.

Влияние женщин-директоров на результаты оказалось неоднозначным: женские методы руководства могут улучшить результаты компаний, в которых есть проблемы с корпоративным управлением. В остальных случаях влияние оказывалось скорее негативным. Если уж регулировать гендерный состав руководства, то по причинам, не имеющим отношения к ожидаемым финансовым результатам, заключают исследователи.

Западные компании устанавливают гендерный баланс