В российских регионах сложилась взрывоопасная ситуация. Представители российских профсоюзов просят доложить об этом президенту страны Дмитрию Медведеву.
Рабочим ничего не остается, кроме как «шуметь» – устраивать акции протеста, перекрывать дороги и добиваться от власти уступок, сообщили активисты Институту современного развития, попечительский совет которого возглавляет президент РФ.
«Проблемы, которые стоят перед народом – зарплата, условия труда, рабочее время – сейчас не решаются, во многом даже искусственно, под прикрытием этого самого «страшного» кризиса, – жалуется Сергей Храмов, председатель Российского профсоюза металлистов СОЦПРОФ. – В результате народ идет на улицы».
«Одновременно идут несколько процессов: кризис как таковой, жлобство работодателей и власти… Местная власть и работодатель – одно и то же», – говорит Храмов.
По мнению рабочих, работодатель и местные власти вопрос не решают, поясняет Сергей Андреев, один из инициаторов создания в начале 90-х Союза трудовых коллективов. «А Путин приедет только тогда, когда будет «наезд» на местную власть, – поясняет он. – Просто нужно пошуметь, вынудить местную власть встать на карачки. Для этого – перекрыть дорогу, захватить здание, и так далее. И тем самым вынудить верховную власть все-таки конкретную проблему решить».
Сначала, когда премьер-министр Владимир Путин приехал наводить порядок в Пикалево, люди в проблемных городах посчитали, что нужно бастовать и им, рассказывает Алексей Цивенко, представляющий таганрогские заводы «Тагаз», «Тагмет». Но затем настроения стали более радикальными. Рабочие сразу нацелены идти с проблемами в мэрию или к губернатору. «Переводят стрелки» на местную власть и работодатели, снимая с себя ответственность, указывает Цивенко.
«Дорогу перекрыть сложно. Там кто-то быстро ездит, и всякие ОМОНы бегают, – указывает Сергей Храмов. – И народ стал понимать, что нужно не дорогу перекрывать. Пикалево началось с чего? Не с перекрытия дороги, а с захвата мэрии». «Проблемы, которые можно было бы решить в рамках завода, люди вынуждены, в том числе, подталкиваемые директором, решать в другом месте», – констатирует представитель профсоюза.
При этом милиционеры не горят желанием разгонять акции протеста, отмечает председатель профсоюза московской милиции Михаил Пашкин. «Ребята в ОМОНе, члены профсоюза, говорят: народ разгонять не будем, – указывает он. – Народ в милиции озлоблен очень сильно. И даже не из-за зарплаты. Из-за нечеловеческого, скотского отношения начальников к подчиненным». «Положена 40-часовая рабочая неделя – работают по 70 часов, по 80, никто им не дает ни отгулов, ни тем более денежных компенсаций, наоборот, снимают за малейшее нарушение», – заявил Пашкин.