Мировой экономический кризис внес коррективы в бизнес-планы многих компаний. Предприятия в России чаще всего компенсируют снижение прибыли и оборота, сокращая расходы на рекламу и «социалку».
В России о социальной ответственности бизнеса заговорили примерно на двадцать лет позже, чем за рубежом; иным путем шло и ее продвижение в реальную экономику, — заметил директор «Независимого экологического рейтингового агентства» Александр Мартынов. «В то время как российский бизнес, выросший из социального государства, в какое-то время пытался избавиться от обязанностей по поддержанию коммунальной сферы, детских садов и так далее, в Европе и США движение к социальной ответственности бизнеса шло в прямо противоположном направлении», — подчеркнул Мартынов в интервью Deutsche Welle.
Олегу Дерипаске о социальной ответственности напомнил Владимир Путин
Во времена президентства Владимира Путина вопросами социальной ответственности бизнеса занимался прежде всего Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). При РСПП был создан союз по обобщению и распространению опыта компаний, работающих в соответствии с принципами Социальной хартии российского бизнеса. Его возглавил Владимир Потанин. По данным этого союза, до начала кризиса российский бизнес тратил на социальную сферу в общей сложности до 150 миллиардов рублей.
РСПП выступал с идеей создать при президенте России Совет по корпоративной социальной ответственности, который охватил бы своим вниманием 27 миллионов российских бюджетников, однако власти это предложение отклонили. Впрочем, руководитель проектов консалтинговой фирмы «Стратеджи Партнерс» Максим Лозовский не согласен с теми, кто обвиняет власть в бездействии.
По словам аналитика, есть немало примеров, когда бизнес по собственной инициативе работает с муниципалитетом с целью развития социальной сферы. В частности, компания УГМК в Свердловской области проводит именно такую политику, отмечает Лозовский. В Иркутской области, наоборот, инициатива принадлежит местным властям, которые заключают договоры о социальном партнерстве с крупными предприятиями, и те вынуждены оказывать поддержку государству, привел пример эксперт.
По данным исследования, проведенного под эгидой Международного пресс-клуба, в 2008 году по объему социальных инвестиций в России первое место занимала химическая промышленность. Перед кризисом эксперты оценивали ее вклад в 12 процентов от прибыли. Далее шла лесная и лесоперерабатывающая промышленность. В первой пятерке также — черная металлургия, энергетика и машиностроение. Остальные отрасли сильно отстают: их траты, укладывающиеся в понятие социальной ответственности, составляли от полутора до одной десятой процента прибыли.
Социальные протесты пока носят единичный характер
Мировой экономический кризис внес коррективы в бизнес-планы. Предприятия в России чаще всего компенсируют снижение прибыли и оборота, сокращая расходы на рекламу и «социалку». Хотя исследователи отмечают, что при устройстве на работу в России вопрос о соцпакете кандидаты задают в числе первых. Между тем Александр Мартынов не смог привести примеры влияния кризиса на развитие программ в рамках социальной ответственности бизнеса.
«Теоретически кризис должен был сказаться, но цифр пока нет, — отмечает эксперт. — Правда, есть одна тенденция: весной этого года компании перестали реагировать на наши запросы. Из этого был сделан вывод, что предприниматели находятся «в прострации» и до экологии и соцответственности им дела сейчас нет. Однако к июню ситуация выправилась».
Кризис социальной ответственности бизнеса
Однако исследователи отмечают, что в России пострадал даже базовый уровень социальной ответственности бизнеса, предполагающий своевременную оплату налогов, перечисление работникам зарплаты и по возможности — создание новых рабочих мест, а о достижении высшего уровня — благотворительной деятельности — и вовсе говорить не приходится. По словам Максима Лозовского, кризис позволил проявиться социальной ответственности государства.
«Нельзя сказать, что пошла какая-то волна или даже всплеск социальной ответственности власти, но в Москве, например, можно было наблюдать, как власти помогали строительному бизнесу, взяв на себя создание инфраструктуры, — отмечает эксперт. — Это ведь не только облегчает жизнь бизнесу, но и снижает стоимость жилья, тем самым облегчая жизнь потребителям. Это и есть социальная ответственность».
В целом же оценки развития социальной ответственности бизнеса в России у разных экспертов схожи. Александр Мартынов поставил стране по десятибалльной шкале 6-7 баллов. А Максим Лозовский заявил, что уровень социальной ответственности бизнеса в России «чуть выше среднего». Зато в обществе понимание того, что же такое «социальная ответственность бизнеса», весьма расплывчато. По словам экспертов, большинство россиян попросту не знают, чего именно они могут требовать от работодателей.