Лишь в каждой пятой российской компании принято проверять знание русского языка у принимаемых на работу новых сотрудников, утверждает Исследовательский центр компании Superjob.ru, опросив 1-3 сентября менеджеров 500 компаний по всей России.
Причем, чаще подобная практика распространена в крупных компаниях (свыше 5 000 сотрудников) — в 17% подобных компаний приняты «экзамены по русскому» для будущих работников. Тем временем, лишь в 4% компаний с численностью персонала от 1 000 до 5 000 человек принято тестирование грамотности.
Впрочем, даже те работодатели, которые проводят тесты на знание грамматики, подвергают подобным экзаменам лишь менеджеров по работе с персоналом, PR-специалистов и секретарей-референтов, и лишь изредка — юристов.
В 90% опрошенных компаний менеджеры по персоналу уверены, что уровень грамотности соискателя можно определить по резюме и телефонному разговору: «Не тестируем, но обязательно обращаем внимание на грамотность и общий уровень владения языком для всех офисных вакансий (это выявляется при заполнении анкеты и в ходе интервью), — объясняли кадровики в своих анкетах-опросниках. — Неграмотные кандидаты или кандидаты, испытывающие существенные затруднения при формулировке собственных мыслей, для нас являются профнепригодными».
«До кризиса работодатели уделяли гораздо больше внимания знанию русского языка своими сотрудниками», замечает Яна Лейкина, руководитель отдела обучения, развития и мотивации персонала кадрового холдинга «Анкор». Диктанты и письменное тестирование, по ее словам, было обязательно не только для работников СМИ и делопроизводителей, но для сотрудников колл-центров и даже продавцов дорогой одежды и обуви. Часто компании специально нанимали преподавателей русского языка для работы со своими специалистами. Сегодня же, по наблюдению Лейкиной, работодатели гораздо чаще интересуются хорошим знанием английского языка, а зря: грамотность у соискателей работы, по ее опыту, сегодня значительно ниже, чем пару лет назад.
С точки зрения законодательства, тестирование на знание русского языка — обычная практика: работодатель может при приеме на работу проверить соответствие деловых качеств соискателя должностным обязанностям вакантной должности, замечает Юлия Грачева, старший менеджер практики правового и налогового консалтинга «БДО Юникон». Однако, на ее взгляд, тестирование на знание языка, может быть обосновано, если в круг должностных обязанностей работника будет входить использование языка, как в устной, так и в письменной форме. «Если же на работу принимается, скажем, водитель трамвая или дворник, то неграмотность, по моему мнению, не может являться обоснованной причиной для отказа в приеме на работу. А раз так, то и проведение тестирования бессмысленно», — считает Грачева.