В России множится прослойка ненужных неумех | HR Center

Кандидат времени — девушка 22-25, в/о менеджер или экономист, желающая работать «с бумагами и компьютером» и расти в сфере «общения с людьми». Даже при невысоких требованиях работодатель отказывает большинству соискателей, подходящих по формальным требованиям.

Конкурс на вакансию в сфере офисного персонала держится на стабильно высоком уровне. В феврале 2009 (пик кризиса) в Новосибирске на одну «офисную» вакансию типа оператора ПК или офис-менеджера претендовало более 14 соискателей, при среднем конкурсе в 6,3 человека. В феврале 2010 конкурс в офис также в два раза превышает средний показатель.

Комментирует Анна Иванова, директор «ООО ТРИЭС-Новосибирск»: «Приходят многие. Отличительная особенность этой категории — непонимание, куда себя приложить. И еще большее непонимание, почему никуда не берут. В арсенале — ответственность и легкообучаемость, офисный пакет, непонятное в/о и такие же неощущаемые перспективы. Пример: девушка приходит на менеджера продаж (без опыта), на вопрос о своих карьерных планах сообщает, хотела бы работать «в офисе с компьютером и людьми» и «расти в этой сфере». На вопрос как она себе это представляет — рост в общении с людьми, — зависает, и после долгого раздумия сообщает, что ее мечта — работать кадровиком. Спрашиваю — что вы делаете для реализации планов? Отвечает — ничего, вот если бы кто-то научил… Вопрос — что вам нравится в работе офис-менеджера? Ответ — ну, звонят там, с людьми общаться… На вопрос, почему одни добиваются успеха в жизни, а другие нет, большая часть таких «планктонш» отвечает: «Одним везет, другим нет, кому-то родители помогают». Что должно случиться в стране, чтобы эти девушки (по моим оценкам, по стране их так миллиона два точно) поняли, что во-первых, ТАКОЙ работы в офисе уже нет и в ближайшую пятилетку не будет, что учиться надо в первую очередь самостоятельно, и что деньги будут платить за результат, а не за факт присутствия тебя красивой на работе?»

Психологи считают, что глобальная безответственность в масштабах страны была порождена советской действительностью и не изжила себя до сих пор.

Социальная справедливость и хорошая работа — когда меня учат, мне платят, а я по мере способностей и желания стараюсь. Ответственность и работа на результат в головах кандидатов — это когда тебе поручили бумажку отнести в другой кабинет, и ты ее отнес, а на полдороги не бросил. Жить с ощущением, что никто тебе ничего не обязан, предлагать работодателю результат своей работы, а не процесс присутствия на ней, кандидаты не умеют, да и, похоже, не хотят.

Кризис, казалось бы, в первую очередь повысил требования к результативности и инициативности работника. Но переломить психологию в один момент невозможно. Этот процесс займет еще около года, не меньше.

Комментирует Татьяна Зебрина, директор кадрового агентства «Курс»: «Мне кажется, время все расставит на места. Конечно, одни, пройдя через двадцать неудачных собеседований о чем-то задумаются, а кто-то наоборот, будет чувствовать себя неудачником, и это морально травмирует на всю жизнь. Такая проблема есть. Полезной была бы пропаганда, причем не с внешних сторон — реклама профессии или инструкции как найти работу, а какой-то может, фильм, который заставил бы людей серьезно задуматься о своей роли на рынке труда. Многие и не понимают, что 24-летних девиц пруд пруди, а офисный пакет и знание Интернета — это не профессия. Мы, например, когда собеседование проводим, пытаемся об этом говорить. Но ведь и соискатели должны слушать и слышать! А то выходит я такая прекрасная и почему меня не берут, — все нехорошие, кризис зажал».

В кризисный год в Новосибирске достаточно сильно упал именно нижний предел зарплат. Если раньше такая девочка-припевочка при определенной удаче могла претендовать на зарплату и в 15000 рублей, то теперь готова работать на старте и за 7000. Но даже такое падение в претензиях не помогает найти работу быстро. До сих пор — несмотря на кризис — работать продавцом, официанткой или агентом продаж считается не очень престижно.

Кризис, как оказалось, не настолько затронул Россию, чтобы заставить «офисных планктонш» изменить офису. Пока не иссякнет родительское терпение, пока не закончится срок пособия по безработице.

В России множится прослойка ненужных неумех