Большинство российских компаний не стали лишать сотрудников премиальных по итогам 2009 года, показал опрос Pynes Group. Отмена бонусов — крайняя мера, не способствующая лояльности сотрудников: ради выплаты премий некоторые компании даже снижали целевые показатели.
Лишь 11% крупных компаний, работающих в России, оставят своих сотрудников без ежегодного бонуса по итогам 2009 г., пишут «Ведомости» со ссылкой на результаты мониторинга Pyndex, проводимого Pynes Group. По состоянию на февраль 2010 г., 74% опрошенных компаний либо уже выплатили бонус, либо собираются это сделать. В мониторинге Pyndex приняли участие 96 российских и иностранных компаний.
Среди компаний, решивших не оставлять сотрудников без ежегодной премии, опять же большинство — 68% — намерены выплатить его в полном объеме и всем, кому он обычно положен. Остальные сокращают круг сотрудников, имеющих право на бонус, и объем выплат. «Ведомости» отмечают интересную деталь: если уж российские компании решают отменить бонусы, то всем сразу — в отличие от иностранных, которые для сокращения расходов делают премиальные выплаты более дифференцированными.
У большинства российских компаний хватило ума и денег, чтобы не отказываться от бонусных программ, заметил «Ведомостям» Сергей Львов, гендиректор российской консалтинговой компанииAxes Management . Кризис — это война, считает он: если на войне сказать сотрудникам, что еще и платить им будут меньше, они не поймут. Львов знает примеры российских компаний, которые в середине года скорректировали планы в сторону понижения, чтобы они стали более адекватными, а у сотрудников появилась возможность получить годовой бонус.
Говорить о том, что компании выходят из кризиса, пока рано, считает Галина Березовская, руководитель проекта Pyndex. Но ясно, что работодатели вновь готовы вкладываться в персонал, говорит она. 34% проявивших щедрость компаний видят одну из главных целей на ближайшие полгода в том, чтобы «повысить эффективность, снизить издержки на персонал». Столько же планируют «оптимизировать бюджет на управление персоналом (без изменения фонда оплаты труда)», «реорганизовать и оптимизировать структуру компенсаций», «оптимизировать организационную структуру компании». Лишь 32% не ставят перед собой никаких антикризисных целей.