Реакцию на кризис российских компаний консультанты Hay Group называют инстинктивной. Многие действия работодателей были продиктованы необходимостью выжить и поддержать бизнес в краткосрочном периоде. Эти задачи решались с помощью сокращения бюджетов на персонал в начале 2009 г. В том числе сокращались численность, программы обучения и развития, краткосрочные компоненты вознаграждения, льготы.
Зарплаты многих из тех, кто сохранил работу, были заморожены, значительная часть программ, связанных с обучением и развитием персонала, прекращена. Но уже к концу года выяснилось, что большинство компаний от планов по замораживанию зарплат благополучно отказались, едва начав претворять их в жизнь. 65% опрошенных до конца года провели повышение зарплат, его средний размер составил 9,8%.
В начале 2010 г. изменения продолжились: лишь чуть больше четверти (26,2%) компаний не стали вносить изменения в бюджеты на персонал, 73,8% — внесли, причем доля повысивших расходы (46,4%) оказалась значительно выше доли их сокративших (27,4%).
Наибольшим изменениям подверглась самая значимая компонента бюджета расходов на персонал — фонд оплаты труда. В кризис многие работодатели отказались от внешних провайдеров таких услуг, как, например, обучение персонала, и стали заниматься ими собственными силами.
Подавляющее большинство компаний (90%) намерены произвести повышение заработных плат в 2010 г. По размеру запланированного повышения зарплат отчасти можно судить о состоянии отрасли, говорит Платонов. Самую большую прибавку получат в фармацевтике (медианное значение — 11,1%), меньше всех — в финансовом секторе (4,2%) и розничной торговле (3,3%). Впрочем, в продуктовой рознице процент повышения может быть выше, отмечает Платонов.
А вот от должности размер увеличения зарплаты зависит значительно меньше — в среднем высшему руководству и менеджерам высокого уровня ее поднимут на 9%, более низким категориям работников — на 8%. Медианное значение повышения для всех групп — 10%.
Системы краткосрочного поощрения изменились в меньшей степени, лишь 29,6% респондентов по итогам 2009 г. готовы их корректировать. Цели стали более труднодостижимыми, а размеры выплат — зачастую меньше, чем в прошлые годы, говорит Платонов. Среди опрошенных нашлось лишь 1,2% работодателей, которые сообщили об увеличении переменных выплат. Сократили выплаты 11,1%, не меняли условий выплат 63% компаний.
Заметное изменение размеров переменной части вознаграждения обнаружилось и в компаниях—участниках общеиндустриального обзора заработных плат и компенсаций Ernst & Young (E&Y). Премии руководителей старшего звена (за исключением топ-менеджеров) за 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократились на 50%, руководителей среднего звена — на 30%, специалистов, вспомогательного персонала и рабочих — на 20%. Доля премиальных выплат в общем вознаграждении зависит от должности: у старших руководителей — 24%, у среднего менеджмента — 19%, у рядовых сотрудников — 11%.
Но худшие опасения относительно ситуации на рынке труда все-таки не подтвердились, отмечают специалисты E&Y. 70% опрошенных E&Y компаний в марте 2010 г. сообщили об увеличении затрат на персонал. Средний рост бюджета составил 12%. В исследовании E&Y приняли участие 94 работодателя из различных отраслей экономики. 80% участников обзора — компании с участием иностранного капитала.
Как показывают данные обзора, среднее повышение зарплат в период с июля 2009 г. по январь 2010 г. составило 9%. В самом большом выигрыше оказались сотрудники старшего звена управления — их прибавка к зарплате в среднем составила 11%, у менеджеров среднего звена и специалистов — 9%, у рядовых сотрудников (рабочих и вспомогательного персонала) — 6%.
По данным E&Y, зарплаты участников обзоров росли и в самый разгар кризиса. С июля 2008 г. по июнь 2009 г. среднее повышение зарплат составило 7% для старшего звена управления, 7% — для среднего, 6% — для рядовых сотрудников. Консультанты обнаружили лишь единичные случаи сокращений базовых зарплат.