По словам обозревателей newsmsk.ru и utro.ru, как правило, специального запроса на пожилых кандидатов не делается, однако многие ограничения уже сняты.
В последнее время среди спешащих на работу людей в метро все чаще можно заметить пожилых людей в деловых костюмах. Совсем недавно люди такого возраста оказывались в подземке в час пик только в крайних случаях, к примеру, из-за необходимости ехать к врачу. Сегодня пожилых людей не смущает ни ранний подъем, ни толкучка в вагоне. Работодатели делают выбор в пользу тех кандидатов на должность, которые высказывают наименьшее количество требований. Пожилые люди в этом смысле – самая нетребовательная категория.
Менеджеры по продажам, офис-менеджеры, рекламные и страховые агенты, помощники бухгалтера, референты – эти работники в докризисное время рекрутировались в Москве, в основном, из приезжих. Главное отличие этих должностей заключается в том, что для них не требуется каких-либо особенных знаний и умений – обучение проводится на месте. Это должности, как говорят между собой рекрутеры, «с пометкой молодой и нахальный», окладом в десять тысяч рублей плюс процент, который зависит исключительно от напора и личного обаяния.
Работодатели не спешат повышать оклады. Вместо этого они нашли кандидатов в другом социальном слое – это москвичи среднего и пожилого возраста, которых ранее отсеивали еще на стадии объявления о вакансии: «Не старше 35». В некоторых компаниях бросили клич – нанимают «временно» родителей сотрудников, теток и дедушек. Причем, как признаются работодатели, у таких сотрудников есть и плюсы, и минусы, впрочем, как и у более молодых сослуживцев. Среди плюсов – дисциплинированность, ответственность, отзывчивость, нетребовательность.
В некоторых профессиях пенсионеров и заменить некем, особенно если речь идет о строительстве и ремеслах. Так, один из подмосковных застройщиков рассказал, что недавно попросил вернуться на пост главного инженера — человека, ушедшего на пенсию 5 лет назад. Заменивший его недавний выпускник был хорош, когда нужно было «решать вопросы» с проверяющими и местными властями. А когда случилась авария, выяснилось, что в тонкостях строительного дела ушедший на пенсию сотрудник разбирается гораздо лучше.
Пенсионеры, заняв места «офисного планктона» и работников на проценте, готовятся к возвращению в еще одну ставшую не московской сферу деятельности. Частник-таксист, коренной москвич, уставший от конкуренции, признался корреспонденту издания, что не прочь пойти в дворники, если возьмут. А «бомбить», кстати, можно и ночью, добавил пенсионер. Похоже, кризис сделал то, что долго не удавалось властям – трудоустроить пенсионеров.