Авария на крупнейшей угольной шахте России «Распадская», в результате которой погибли 66 человек, пострадали более 100, еще 24 считаются пропавшими без вести, может стать поводом для новых массовых акций протеста шахтеров, сравнимых с событиями 1989 года, когда бунт горняков принял всесоюзный масштаб и спровоцировал впоследствии распад СССР.
Тогда всеобщая забастовка охватил весь Кузбасс, но началась именно с Междуреченска, шахтеры которого поднялись еще весной 1989 года. Затем к забастовке присоединись из Новокузнецка, Кемерова, Киселевска и других городов Кузбасса. Шахтеры требовали повышения зарплаты, сокращения управленческого аппарата, улучшения питания, решения проблем с транспортом и так далее. Забастовка прекратилась только в июле 1989 года, когда правительство СССР согласилось пойти на значительные уступки рабочим в ответ на роспуск забастовочных комитетов.
Сегодня ситуация подогревается тем, что восстановление шахты продлится почти год, а горняки на это время останутся без работы и заработка, что может перерасти в масштабный социальный взрыв. Первым предупреждением к новому масштабному бунту послужила акция протеста, которая произошла накануне в Междуреченске.
14 мая в городе состоялся стихийный митинг у здания городской администрации. Протестующие требовали улучшения условий труда, повышения безопасности шахтёров, и раскрытия информации о причинах недавней катастрофы на «Распадской» и встречи с Владимиром Путиным. В митинге участвовали около 300 человек. Затем часть людей отправилась к железной дороге (участок Новокузнецк-Абакан) и перекрыла ее.
Власти отдали команду разобраться с шахтерами и их семьями с помощью ОМОНа. В результате ночью, когда в регионе уже начался день траура, произошло жесткое столкновение людей и ОМОНа. Очевидцы сообщают, что милиция действовало в грубой форме. Митингующие в ответ стали забрасывать омоновцев камнями и пустыми бутылками.
Как передает «Интерфакс», милиция задержала около 20 человек. В ночной стычке, по меньшей мере, шесть омоновцев пострадали, получив различные телесные повреждения, рассказал представитель областного ГУВД. По свидетельствам очевидцев, среди протестующих тоже есть пострадавшие, но милиция о них не сообщает.
Горняки Кемеровской области угрожают региональным властям новыми акциями протеста. С соответствующим заявлением выступил Центральный штаб Союза жителей Кузбасса. В тексте, который оказался в распоряжении «Эхо Москвы», говорится следующее: «В то время, как на нас делают миллиарды долларов, на которые потом строят себе дворцы и виллы, мы сотнями гибнем в шахтах».
Горняки просят Дмитрия Медведева освободить всех арестованных в Междуреченске в ближайшие дни, прекратить преследование принимавших участие в акциях протеста, повысить зарплату во всех рентабельных шахтах в три раза, вывести из Междуреченска силы МВД, стянутые из других городов, провести встречи шахтеров с представителями местных администраций.
В случае невыполнения требований горняки собираются начать акции протеста после 21 мая.
Судя по всему, местные власти напуганы случившимся. Власти и руководство шахты обещало пересмотреть систему оплаты труда горняков. Генеральный директор «Распадской угольной компании» Геннадий Козовой согласился с предложениями губернатора Кемеровской области Амана Тулеева и инициативной группой горняков шахты «Распадская» об изменении механизма начисления заработной платы.
Как сообщила лидер инициативной группы работников шахты Елена Першина, «губернатор согласился с нашими требованиями: привлечь жителей Междуреченска к контролю за техникой безопасности на шахте, установить уголовную ответственность руководителей угольных предприятий за каждого погибшего на шахте, обязать собственников изменить оплату труда шахтера». «В настоящее время оклад шахтера – 30% общего размера заработной платы. По нашему мнению, оклад должен быть не менее 60%. Сегодня шахтеры, чтобы получить 30 тысяч рублей в месяц, вынуждены выполнять план любой ценой. Иначе будет не 30 тысяч, а 10 тысяч», – пояснила она.
Авария не могла произойти по вине шахтеров, выводящих из строя датчики метана, заявил командир новокузнецкого отряда военизированной горноспасательной части Александр Апальков. Ранее эта версия выдвигалась в качестве основной: шахтеры накрывали датчики, чтобы продолжать работать даже при повышенной концентрации метана. Иначе сработавшая сигнализация заставила бы их выйти на поверхность. «Ушли те времена, когда заматывали датчики. Сейчас датчик замотаешь, и он сразу покажет, что его замотали», – говорит Апальков.
В субботу губернатор Тулеев встретился с инициативной группой горняков с шахты «Распадская». После встречи губернатор заявил, что согласился с требованиями шахтеров пересмотреть порядок начисления заработной платы и увеличить долю фиксированного оклада с 30 до 60%. Приехавшая в Междуреченск депутат Госдумы Нина Останина (КПРФ) отмечает, что «настроения в городе накалены» и если власти не решат проблемы жителей, «это может привести к повторению в Кузбассе киргизских событий».
Выступления в Кузбассе серьезнее, чем акции протеста в Калининграде, уверен политолог Александр Кынев: Кемеровская область — зона тотального административного контроля, в ней нет ни реальной оппозиции, ни независимой прессы. Протест — явное свидетельство, что система утратила связь с реальными интересами людей.