Московское представительство международной консалтинговой компании Booz провело исследование об особенностях карьеры генеральных директоров. Исследователи рассмотрели сто организаций 11 отраслей. Оказалось, что лицо генерального директора в нашей стране существенно отличается от тех, кто управляют организациями в других развитых странах. В России гендиректора меняются в 1,3 раза чаще, и в среднем они примерно на 6-7 лет моложе своих коллег за рубежом. Если в Европе руководителю в среднем 50-53 года, то у нас компании возглавляют в 46 лет и сидят на одном месте примерно 4 года. Об этом пишет газета «Ведомости».
У относительной молодости российских гендиректоров есть и плюсы, и минусы, говорит Игорь Шехтерман, управляющий партнер российской хедхантинговой компании RosExpert. У россиян больше драйва, предприимчивости, а у их западных коллег — зрелости, мудрости, умения работать с людьми. Но небольшой средний срок службы на одном месте должен, по словам Шехтермана, настораживать: крупные компании инерционны — чтобы произвести изменения и увидеть их результат, надо 3-5 лет. Гендиректор, который покидает компанию до этого срока, может и не увидеть результатов своих действий.
В России принято нанимать генерального директора как со стороны, так и из внутренних резервов организации. Соотношение примерно один к одному. А вот в Европе со стороны берут топа значительно реже, только в 39 процентах случаев. Среднемировые показатели еще выше — 78,3%. В Северной Америке со стороны берут лишь 20%, а вот в Японии с их высочайшим уровнем корпоративной культуры, в 96% случаев генерального директора берут «из своих».
Судя по данным Booz, зарубежный опыт доказал свое преимущество. Внутренние кандидаты добиваются лучших результатов. Это неудивительно, ведь внутренний кандидат лучше знает бизнес-процессы в организации и лучше владеет информацией о коллегах и положении дел в компании.
Что любопытно, в России генеральных директоров не принято наказывать и увольнять за плохую работу. Если в мире основной причиной вынужденной замены гендиректора остаются неудовлетворительные результаты, то в России таких всего 3%. Среди более весомых причин — влияние государства, ротация топ-менеджеров в результате реструктуризации холдингов, поиск акционерами новых управленческих навыков (ориентация не на быстрый рост бизнеса, а на контроль над издержками).