Отличники серьезно рискуют своим психическим здоровьем. Об этом заявляют психиатры Королевского колледжа Лондона под руководством доктора Джеймса Маккейба. По мнению специалистов, школьники, имеющие лишь отличные оценки, значительно чаще страдают биполярным расстройством, чем ученики со средней успеваемостью.
Группа английских и шведских ученых исследовала успеваемость более 700 тысяч шведских школьников, завершивших среднее образование в период с 1988 по 1997 год. Как выяснилось, учащиеся-отличники страдали от биполярного расстройства до четырех раз чаще, чем их не столь одаренные ровесники. Исследователи также подтвердили теорию о том, что ученики, обладающие музыкальными и лингвистическими способностями, гораздо чаще страдают от биполярных расстройств.
Биполярное расстройство более известно под устаревшим названием «маниакально-депрессивный психоз» и представляет собою заболевание, протекающее в форме депрессивных и маниакальных фаз, в промежутках между которыми больной практически здоров. К счастью, примерно в 50% случаев биполярное расстройство проходит, когда человек достигает 25-летнего возраста.
Одни с детства учатся на пятерки, а достигают в жизни немногого. Другие звезд с неба не хватают, а выросли – ходят в лидерах. Почему блестящий старт в юности далеко не всегда приводит к успеху во взрослой жизни?
Стремление все в жизни делать на отлично чаще всего зарождается в раннем отрочестве. Это одно из проявлений юношеского максимализма. Растет способный мальчик или умненькая девочка, все его нахваливают, любуются им, и постепенно он тоже начинает любоваться собой. Он хочет все делать лучше всех – или уж вообще не делать.
Так человек становится пленником чужих ожиданий. Все ждут от него успеха, и он старается изо всех сил, просто не может позволить себе быть неуспешным. Но в жизни случаются и неудачи. Они неприятны, но еще не повод, чтобы впасть в депрессию, сломаться. Однако именно это может случиться с отличником, у которого нет опыта переживания проигрышей, потерь и поражений.
Такой отличник во взрослой жизни осторожен и не рискует взвалить на себя ношу лидера: ему больше нравится быть помощником руководителя, экспертом, аналитиком. Он не в состоянии принимать решения в условиях нехватки и переизбытка информации или ее искажения: отличнику надо сначала все проанализировать, продумать…
Отличник не может выйти за границы своей компетентности, потому что боится решить задачу неправильно. Он, как трамвайчик, едет по проложенному пути и не может самостоятельно повернуть в ту или иную сторону.
Иное дело троечник: он с детства знает, что такое неудачи. Да, частенько он не мог решить какую-то задачу, но учился выкручиваться, временно снижать свой статус, справляться с унижением и радоваться победам. Это сделало его гибким и психологически устойчивым.
Троечник, не зная броду, смело суется в воду, не боится идти туда, где никто еще не был, не страшится выйти за границы собственной компетентности, поскольку даже не подозревает, сколь обширно его незнание. Отличник же перебирает последствия каждого шага и, не зная, как решить задачу, не берется за ее решение.