С мошенничеством в процессе поиска работы сталкивался каждый второй россиянин, делают выводы аналитики исследовательского центра портала Superjob.ru, опросив 22-23 марта 1600 работающих или ищущих работу респондентов старше 18 лет.
На уловки мошенников чаще попадаются мужчины (52% против 48% среди женщин). С недобросовестными работодателями чаще сталкиваются респонденты старше 45 лет (55%) и люди с ежемесячным окладом менее 25 000 руб. (52%).
Судя по комментариям респондентов в своих анкетах, среди самых распространенных вариантов мошенничества лидирует вымогательство денежных средств за разного рода услуги. С таким видом обмана столкнулись более четверти россиян, признавшихся, что им приходилось иметь дело с мошенниками (26%). «Агентства по поиску работы пытались брать деньги, не предоставляя конкретной информации о работодателе»; «Заплатил деньги за поиск работы, обещали найти в течение месяца. Через месяц пришел — ничего», — жалуются россияне.
На представителей сетевого маркетинга зол 21% россиян, когда-либо попадавшихся на уловки мошенников: «Под видом собеседования уговаривают соискателей приобрести какую-нибудь панацею для себя и родственников». Кроме того, 19% считают надувательством неполную информацию о вакансии или компании-работодателе. «Описание вакансий не соответствовало действительности», — сетуют соискатели.
У 12% респондентов при приеме на работу требовали деньги — «на развитие организации», «за оформление счета, на который будет переводиться зарплата», и т. д., а каждому десятому соискателю, столкнувшемуся с мошенниками (10%), предлагали пройти платное обучение. С предложением отправить платные sms-сообщения, чтобы получить подробную информацию о вакансии, а также с выставлением работодателями несуществующих вакансий сталкивались по 4% респондентов.
Еще 18% респондентов рассказывали об иных видах мошенничества. К примеру, о том, что на сайтах в интернете их просили указать номер телефона, а затем с номера исчезали деньги, о том, что после отказа в приеме на работу копии конфиденциальных документов не возвращались. Некоторые респонденты жаловались, что работодатели на собеседовании устраивали мозговые штурмы, «выкачивая идеи».